…Единственный на полу-острове зарегистрированный представитель Ассоциации поддержки и развития канистерапии Наталья Григорьева – очень занятой человек: её бескорыстное увлечение съедает львиную долю свободного от основной работы времени. Но в беседе корреспонденту «АиФ-Камчатка» она отказать не могла.
Счастье Матрёны
- Расскажите, с чего всё началось?
- Я завела себе китайскую хохлатую собачку. Начали её дрессировать, учить трюкам. У нас, на Камчатке, есть клуб «Чемпион», а при нём – волонтёрская студия «Маленький капитан», она показывает театрализованные представления с участием собак. И моя Матрёна в них участвовала. С этой программой мы ездили по детским домам и школам. И заметили, что изо всех сил обнимают и тискают собак дети не только в детдомах, где они лишены многих тактильных ощущений и тепла. И что не все собаки готовы идти на этот контакт. Есть пёсики, которые позволяют себя трогать и гладить до определённого предела, а затем прячутся за хозяина, как бы говоря: всё, хватит, больше не могу! А были две такие собаки, как моя Матрёна, – они просто плавились от счастья, сидя у кого-то на руках. Причём это могло происходить бесконечно.
Заинтересовавшись проблемой, я и наткнулась в Интернете на канистерапию. И поняла, что Матрёна – идеальный собакотерапевт по всем показаниям! Её не пугают громкие звуки, она не реагирует на замахивание рукой и резкие движения и готова к тому, чтобы её любили всё время…
Потом я узнала, что в России существует два центра канистерапии: в Москве и Санкт-Петербурге, но московский работает только с породой золотистый ретривер, а Санкт-Петербургский – с собаками всех пород. Вы будете удивляться, но целый год со мной отработал бультерьер, которого считают собакой-убийцей, причём она была идеальным канистерапевтом! К сожалению, собака вместе с хозяевами уехала в Челябинск. А потом ко мне стали присоединяться заинтересованные и способные люди со своими собаками...
- Ваши занятия бесплатные?
- Конечно!
Собачий диплом
- Сколько собак-терапевтов сейчас на Камчатке?
- Экзамен трудный?
- Очень! Если собака допускает хотя бы одну ошибку – она экзамен не сдала. Испытание проходит в три ступени: теоретическую часть сдают люди, потом практическую часть – люди с собаками и отдельная практика для животных. Когда мы прилетели на аттестацию, нас утешали: с первого раза, мол, никто не сдаёт! А мы сдали! Две китайские хохлатые и овчарка – бордер-колли. Свидетельство для работы выдаётся и людям, потому что неподготовленный человек тоже может навредить, не зная диагноза и не понимая особенностей заболевания. Собака – только орудие в руках человека.
В этом году будем аттестовать собаку библиотекаря Светланы Масловой, её Бусинка породы шиперке уже очень знаменита среди детей. Это чёрненькое существо – просто идеальный собакотерапевт! Ещё с нами начала работать Анна Борисова с Гектором породы бордер-колли.
- Ваши собаки лечат не только детей…
![](https://aif-s3.aif.ru/images/001/105/a8202b73fcf68b5f6f36f60e3b930cbe.jpg)
Кроме того, мы второй год работаем в детском приюте на Ключевской, куда дети попадают на временное содержание. Это, наверное, одна из самых тяжёлых наших аудиторий. Мы туда приходим с обучающей программой по развитию через собак моторики, речи и тому подобному. И в нашей практике был случай, когда с помощью животного мы научили говорить ребёнка, который вообще отказывался разговаривать.
- Как такое возможно?
- Понимаете, собака, в отличие от человека, не станет ставить вам оценку, говорить, плохи вы или хороши. Она не будет над вами смеяться или критиковать, а примет такими, каковы вы есть. Именно поэтому восстанавливать социальные контакты и решать проблемы со многими заболеваниями проще, общаясь с собакой, а не с человеком!
Пускают не везде
- Кстати, с профессиональными врачами вы сотрудничаете?
- Единственный врач, который пошёл с нами на контакт, это психолог психоневрологического диспансера Ольга Владимировна Яковлева. Она консультирует, подсказывает, что делать с проблемными детьми. В Санкт-Петербурге, кстати, всё это поставлено на более серьёзную основу, сама ассоциация работает со Вторым неврологическим институтом, где канистерапия является дополнительным видом лечебной деятельности и включена в программу реабилитации больных. У нас же, на Камчатке, не так. Меня с собаками, например, не пустили в реабилитационный центр для детей-инвалидов… Нам позвонили родители и попросили выступить на новогоднем празднике. Но нам отказали! Мы всё же встретились – на территории краевой детской библиотеки, дети с родителями пришли на праздник туда.
Вы понимаете, любое лечение более действенно, когда есть положительная эмоциональная составляющая. Эти дети и так настрадавшиеся! А если есть шанс хотя бы улыбнуться и погладить что-то тёплое и мягкое, да если ещё оно лизнёт тебе ладошку…
Кроме этого, мы работаем индивидуально с детками-инвалидами с диагнозами – ДЦП, аутизм, задержка психического развития, своего места у нас нет, занимаемся на территории детской библиотеки и социального приюта на Ключевской – спасибо, что предоставляют такую возможность. А ещё в прошлом году мы поставили эксперимент, и он оказался очень удачным. Пришли в одну из школ и предложили администрации поработать в коррекционных классах по снижению детской тревожности и агрессии. Администрация оказалась передовой. Школьный психолог обследовал детей перед программой и после наших 10 занятий. В результате оказалось, что уровень тревожности детей в двух коррекционных классах, где мы работали, упал в среднем на 20 %. После этого школа предложила нам постоянную работу. Сейчас ведём занятия в пяти начальных классах. Это единственное место, где мы получаем зарплату, её хватает на бензин, чтобы доехать и привезти собак. Всё остальное у нас бесплатно.
- Откуда вы черпаете силы?
- Когда вижу, что это реально действует, – нет награды лучше! Например, на фестивале-конкурсе «Радуга» мы вышли с ребёнком-инвалидом по ДЦП, который до занятий с собакой сам не ходил! Мы год занимались с девочкой. В результате она появилась на сцене вместе с собакой. Остановилась, повернулась, сама села на корточки, чтобы дать команду псу. Я горжусь безмерно!
Понимаете, массаж, лечебная физкультура – это хорошо, но нудно, больно и тяжело. А когда ты то же самое делаешь вместе с собакой… Это великая мотивация! У нас есть такая зарядка для детей с ДЦП: например, ты должен поднять голову и держать её, досчитав до двадцати – и собака вместе с тобой тоже держит голову. А потом по команде ребёнок опускает голову, а собака укладывает свою между лапами…
- Планируете расширяться?
- Да, при условии, что появятся люди-энтузиасты с талантливыми собаками. А пока аттестовать тех, что есть! Поэтому если появится спонсор, который поможет нам купить билеты для экзаменатора из Санкт-Петербурга и обратно, мы будем безмерно рады! Прокормим и обеспечим жильём сами.