Примерное время чтения: 8 минут
505

Заслуженный строитель России знает каждое свое строение «в лицо»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ-Камчатка» 26/08/2014
Виктор Яни.
Виктор Яни. АиФ

Он испытал на себе и голод, и холод, и отчуждение общества. В военное лихолетье два года провёл в детдоме. Ходил по следам тигра в приморской тайге, собирая женьшень. Завалил не одного медведя на Камчатке. Заядлый рыбак. И строитель, которого знает весь полуостров.

…На интервью я приехала раньше намеченного срока и в ожидании встречи присела на стул, открыв ноутбук. А когда подняла голову, навстречу по коридору шёл высокий, статный седовласый мужчина. Светлый костюм в тонкую полоску, туфли в тон, белая рубашка. Впечатление дополнил лёгкий аромат хорошего парфюма. Я поднялась, машинально поправляя причёску. И если бы не знала наверняка, то ни за что бы не поверила, что Виктору Яни через несколько дней исполняется 80 лет.

Удары судьбы

На полуострове Виктор Спиридонович уже 57 лет. Старшее поколение камчатцев знает его не понаслышке. Заслуженный строитель России, он исколесил всю Камчатку, руководил многими организациями. И ему есть чем гордиться. «Например, тем, что ни разу не присвоил себе даже малой толики государственного добра», — говорит Яни.

Тем не менее главными качествами характера для себя он считает не организаторские способности, которых ему не занимать, и даже не высокий профессионализм, а человечность, справедливость и честность. И корни этой уверенности, светящейся в спокойных светлых глазах мудрого человека, уходят в далёкие и трудные годы…

…Опытом человечества подмечено: часто успешные и много понимающие в жизни люди вырастают из тяжёлого детства. Лишения ломают слабых, но закаляют сильный характер. А ударов судьбы на долю Виктора выпало немало.

Его отца, секретаря парткома крупного завода, арестовали в 30-х годах прошлого века по доносу коллеги по работе. И жена и двое детей в одночасье стали семьёй врага народа. Люди старшего поколения знают, что это такое. Мальчишке пришлось хлебнуть невзгод полной мерой. Когда мама попала надолго в больницу, Витя вынужден был бродяжничать по поездам. А в послевоенные годы попал в детский дом… Ровно через 10 лет после осуждения отца реабилитировали, но уже посмертно...

В 14 лет, прямо из детского дома, Виктор поступил в ремесленное училище. И старался там черпать знания изо всех сил. Ему было важно доказать всем, что он — достойный член общества.

– Вы тогда не затаили обиду на государство, заставившее вашу семью столько перенести?

– Знаете, тогда было другое понимание всего. Я очень верил советской власти. И потом, где бы ни работал, всегда добивался высоких показателей — по всей жизни пронёс стремление доказать свою причастность к строительству светлого будущего. Окончил училище, получил специальность столяра-краснодеревщика 5 разряда — один из всего выпуска. И когда пришёл работать на мебельную фабрику, встретил мастеров старше себя, у которых разряд был ниже.

– Как вы попали на Камчатку?

– Отслужил в армии и приехал на заработки. Работал на мебельной фабрике в Петропавловске, потом — в тресте «Камчатрыбстрой», окончил вечернюю школу. А в 1961 году меня направили на учёбу в Томский инженерно-строительный институт. Вернулся я на своё предприятие уже на должность мастера и прошёл путь до главного инженера и и. о. директора комбината «Камчатстройматериалы».

Кто на что способен

– Правда, что нет такого посёлка на Камчатке, в котором вы не побывали?

– В 1979 году меня перевели в Главкамчатстрой на должность заместителя начальника. Я занимался строительством посёлков на побережье Камчатки и курировал все СМУ, расположенные там. Поэтому и летал по всему полуострову и знаю каждое строение «в лицо». Знаете, чем горжусь? Многочисленные проверяющие никогда ничего не могли на меня найти — всё было в порядке. И не было ни одного месяца, чтобы моя организация не выполнила план. А потом меня назначили на такую работу, где никто не мог справиться — заместителем начальника по кадрам и быту. Мне пришлось курировать социальную сферу, заниматься возведением жилья для строителей, поликлиники, детского сада, оздоровительного лагеря, санатория и других социальных объектов. Это было очень сложно! Молодых ребят после института надо было устроить на должность, помочь с жильём, проследить, кто на что способен, и направить на продвижение по службе.

– По каким качествам в те времена отбирали людей на повышение?

– По работе смотрел, по показателям, по отношениям. Сядем с мужиками, в домино сыграем — и они мне всё расскажут. И сейчас очень многие из той плеяды молодых, с которыми я работал, — на больших должностях. Могу сказать, что это порядочные и честные люди, специалисты в своём деле. А самое главное моё звание, которым горжусь, — заслуженный строитель России. И дали мне его в такое время, когда присвоение звания инженерно-техническому работнику было большой редкостью — в основном отмечали рабочих.

– Расскажите об истории появления на полуострове санатория «Жемчужина Камчатки», ведь вы стояли у его истоков?

– В 70-х годах мы строили социальные объекты для Главкамчатстроя. Как-то раз приехали в Рыбачий договариваться с военными по поводу шлака, но они нам отказали. На обратном пути заехали в лесок, на речку, отдохнуть и покушать. И место нам очень понравилось! Так родилась идея базы отдыха для строителей. В те годы баз отдыха ещё не было вообще! Построили там «Хуторок» — с бассейном и несколькими домиками. А потом задумались: в нашем главке было 42 строительные организации. Надо расширяться! Построили базу отдыха «Берёзка». Дальше — больше. Решили сделать для рабочих профилакторий, в котором можно не только отдохнуть, но и полечиться, поправить здоровье. Пригласили врачей, других специалистов, закупили необходимое оборудование. И уже на базе профилактория был организован санаторий. В это же время строили детский оздоровительный лагерь «Восход» на 500 мест по типу Артека — все нормы были взяты оттуда. Я сам принимал и лагерь, и другие объекты как председатель комиссии. И за 40 лет работы в «Восходе» не было ни одного серьёзного ЧП — все дети здоровы, присмотрены, веселы и сыты.

А в 1993 году Главкамчатстрой разваливался. Я пошёл к руководству и сам предложил свою кандидатуру в качестве директора санатория. В те времена санаторий и детский лагерь были в плачевном состоянии, их пришлось восстанавливать практически заново, как и формировать кадровый состав и штат специалистов. Кстати, и названия — «Жемчужина Камчатки» и «Восход» — я предложил.

– Какие качества в людях вы цените выше всего?

– Честность и порядочность — главные. Себе не позволяю непорядочности и другим тоже. И с большим уважением отношусь к любому специалисту, даже если у работника есть проблемы, до последнего борюсь за него.

– А если случается конфликт?

– Я терпим и многое прощаю. Даже если повздорили — стараюсь войти потом в контакт и даю понять, что обо всём забыл. Если же после многочисленных бесед вижу, что человек вредит производству, расстаюсь с ним без сожаления. Но такие случаи редки.

Шурпа из кулика

– Что, кроме работы и семьи, цените в жизни больше всего?

– Рыбалку и охоту. Из-за этого и живу на Камчатке. У нас компания, человек 7-8. Начинаем обычно с корюшки. Потом — голец, хариус, лосось. Но любимая добыча — чавыча. В этом году самую крупную поймал — 12 килограммов. Вторая страсть — охота. Начальство знает, что, если подходит ноябрь, я иду в отпуск. На пернатую дичь охочусь, на пушного зверя. Вчера, например, ели шурпу из кулика, кто что поймает или подстрелит — делим на всех…

– Очень хочется услышать историю про тигра…

– Было это давно, в молодости. Я подрабатывал тем, что добывал корень женьшеня в Приморье — читали про Дерсу Узала? Вот примерно так же. Искать женьшень в тайге — целое искусство. Мы взяли с собой старшего опытного проводника и собачку. Однажды проводник сказал: нужно быть осторожными, тигр рядом ходит. Ближе к вечеру я отправился за водой на речку. И увидел следы тигра. Мне стало интересно, и я пошёл дальше. На берегу след был настолько свежим, что ещё не успел пропитаться водой. Вернулся к костру, и мы разожгли огонь поярче. Собака беспокоилась, лаяла. А потом она тявкнула и замолкла — зверь её поймал совсем неслышно. Мы не спали всю ночь, а утром покинули это место. Так что тигра в тот раз я так и не увидел…

Досье
Виктор Спиридонович Яни родился 31 августа 1934 г. в Таганроге. Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», многочисленными грамотами. Заслуженный строитель Российской Федерации. Женат, двое детей, двое внуков. Сын и внук пошли по стопам отца и деда, по специальности — строители.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах