Примерное время чтения: 9 минут
121

Пространство гениальности

Татьяна Боева / АиФ

21 апреля в вилючинском детском саду «Журавушка» состоялся краевой семинар для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Детсад № 6 – единственная в городе подводников стажёрская площадка от Института повышения квалификации педагогических работников. Сюда регулярно приезжают обменяться опытом и научиться чему-то новому педагоги-«дошкольники» края. На прошлой неделе почти четыре десятка воспитателей из Петропавловска-Камчатского, Елизова, Паланы, Усть-Камчатского, Олюторского, Мильковского, Пенжинского районов собрались на теоретические и практические занятия по системе Монтессори.

Прогрессивная среда

- Система Монтессори соответствует ФГОСам – федеральным государственным образовательным стандартам, – объяснила присутствовавшим заведующая детским садом № 6 Галина Сабадаш. – У нас три таких группы, и мы пока одни на полуострове занимаемся по этой прогрессивной педагогической системе. Тема сегодняшней конференции – пространственная предметно-развивающая среда. Вы побываете в смешанных группах трёх возрастов: младшего, среднего и старшего, посмотрите, как реализуется педагогами индивидуальный подход к каждому ребёнку. На практических занятиях наши педагоги покажут вам, как самостоятельно сделать и применить дидактический раздаточный материал.

…После недолгого инструктажа воспитатели разошлись по группам. И началось священнодействие. Сначала был круг – так называется коллективная форма занятия с воспитанниками группы, которое объединяет в утренние часы одной деятельностью и взрослых, и детей. Круг помогает каждому ребёнку почувствовать себя нужным, необходимым.

«Сегодня мы отправимся в некоторое царство, некоторое государство, где жили-были  а кто, вы узнаете, когда соберёте разрезные картинки!» – говорит воспитатель и раскладывает перед детьми, сидящими на ковре по кругу, разрозненные картинки зверей, птиц и рыб. Задача – разложить карточки по группам и объяснить, почему медведь попал в «Звери», снегирь – в «Птицы», а щука – в «Рыбы». У Тимофея в руках оказалась картинка с комаром. «Это – насекомое! – уверенно говорит мальчик, – Потому что у него шесть лап, головогрудь и брюшко!» Дальше задание усложняется: нужно найти надпись, соответствующую картинке, и положить её рядом.

Потом ребята «расселяют» животных по средам обитания, отмечая цветными шнурками хищников и травоядных. Наконец, все рыбы оказались в воде, звери – в лесу, а птицы – в небе. Пришла пора отдохнуть. Упражнение «В тишине» произвело на гостей сильное впечатление: дети легли на животики головами в центр круга и под приятную музыку молча отдыхали в тишине. А потом стали вставать по очереди, «разбудив» соседа поглаживанием по спинке.

Но самое интересное, как оказалось, было впереди. Наступило время «работы с материалом». Детвора деловито расстелила перед собой маленькие коврики, каждый ребёнок выбрал набор по интересам и занялся серьёзным делом. Полина строила «Китайскую стену» из ярко-красных деревянных параллелепипедов разной длины. Тимур занимался с шершавыми цифрами, пытаясь найти ошибки в числовом ряду. Арина возводила башни из красных и жёлтых цилиндров. Надя «работала» банкиром, разбирая цифры по разрядам: единицы, десятки, сотни и тысячи. Ваня собирал цикл из времён года, Тимоша нанизывал на толстый пластиковый шнурок разноцветные бусы. Несколько ребят с завязанными глазами определяли на ощупь объёмные геометрические фигуры, а рядом, в «лаборатории», шли детские эксперименты с пробирками и жидкостями разных цветов.

Словом, посмотреть было на что: на одном занятии педагоги смогли увидеть девять видов деятельности детей!

Волшебная коробочка

А потом воспитателям предложили практические занятия – мастер-класс, где педагоги «Журавушки» показали, как можно самим сделать раздаточный материал и с успехом его применять.

Каждый мастер-педагог выносил на суд зрителей свою волшебную коробочку с материалом, изготовленным самостоятельно. Например, годовой круг из 12 секторов, объединённых четырьмя цветами. Синий – зима, зелёный – весна, красный – лето и жёлтый – осень. Знакомясь с понятиями года и месяца, написанными на каждом секторе, дети одновременно неосознанно воспринимают круг и сектор – позднее пригодятся в математике.

Следующая коробочка – с карточками континентов, а к ним, в том же цвете – карточками растений, животных и достопримечательностей, для формирования у ребёнка первоначальных представлений о континентах, их животном и растительном мире.

Понравились педагогам и звуковые игры: коробочка с мелкими предметами, к которой прилагаются карточки с алфавитом. Так ребёнка учат выделять место звука в слове, гласные и согласные.

Были здесь и пронумерованные пластиковые стаканчики с набором цветных пуговиц для отработки навыков порядкового счёта, и волшебные числовые домики для знакомства детворы с составом числа и знаком плюс, и многое другое. И самая интригующая задумка: изготовление собственной Солнечной системы из разноцветных пластиковых шаров и мячиков разного диаметра, от маленького Меркурия до гиганта Юпитера. Нашлось место и для пояса астероидов из камешков, и для цветных дорожек, обозначающих орбиты планет.

…После мастер-классов и лекции по теории создания пространственной предметно-развивающей среды педагогам организовали экскурсию по детскому саду. Они посмотрели бассейн, где детки учатся не бояться воды, плавать и нырять, кабинет психолога, логопункт, компьютерный комплекс БОС-здоровье с биологической обратной связью. И ещё одну гордость «Журавушки» – зимний сад. Дивная оранжерея высотой в три этажа, с тропическими деревьями, поющими птицами, черепахами, рыбками и другой живностью просто потрясла гостей.

Одна семья

Своими впечатлениями поделились воспитатели из отдалённых районов полуострова, впервые попавшие на учёбу в образцовый детский сад.

- Впечатления очень хорошие, – говорит воспитатель младшей группы Паланского детского сада Прасковья Киле. – Понятно теперь, как надо писать планы по новым стандартам, как оборудовать предметно-пространственную развивающую среду. Я узнала, как составить проект и работать по нему с воспитанниками. Поразило то, что дети самостоятельно разбиваются на группы и тихо работают, каждый ребёнок сам находит себе вид деятельности. Мне очень понравилось! У себя в садике я тоже попробую сделать так, как нам здесь показали! А оранжерея – просто восторг!

 

- У нас в саду всего 26 человек, две группы – ясельная и смешанная, разновозрастная, – рассказывает воспитатель детского сада села Средние Пахачи Анжела Котгерт. – У меня как раз смешанная группа, поэтому я для себя многое взяла из занятий, которые нам показали, особенно по математике и в работе с разными материалами. Многое мы можем сделать у себя сами. Например, нарисовать континенты, животных и раскладывать по материкам не объёмные фигурки, которых у нас нет, а картинки – тоже будет понятно и интересно. По развитию сенсорики взяла себе на заметку: завязывать, застёгивать, бусы нанизывать. А ещё работу с сыпучими материалами, разведение краски, которым одна девочка занималась, – очень понравилось!

Подвела итог работы конференции заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Наталья Сивуха:

- В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметно-развивающая среда, соответствующая дошкольному возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, – одно из условий реализации образовательной программы.

- Какой же должна быть эта среда?

- Среда развития ребёнка – это пространство его деятельности, материалы, оборудование, инвентарь для развития – то есть те условия, в которых протекает жизнь малыша в дошкольном учреждении. Это – фундамент, на котором закладывается строительство личности ребёнка. Поэтому мы должны создать детям такие условия, в которых они могут развиваться в соответствии со своими индивидуальными возможностями, потребностями и особенностями.

- В эти группы вы отбираете детей по каким-то критериям или туда может попасть любой ребёнок?

- В группах Монтессори ребята у нас разные, в том числе и с особенностями здоровья. В практике работы у нас не раз были случаи, когда дети с задержкой психического, речевого развития к моменту выпуска из детского сада ничем не отличались от обычных детей. И ещё одна особенность: в процессе воспитания коллектив педагогов участвует вместе с родителями – это необходимое условие. Мы одна большая семья!

Кстати
В 2014 году на краевом конкурсе «Воспитатель года» педагоги «Журавушки» заняли два призовых места: третье место завоевала Елена Быкова, а победителем конкурса стала Ирина Рякина – обе воспитатели групп Монтессори. В 2015 году в муниципальном конкурсе лучших педагогов-дошкольников музыкальный руководитель «Журавушки» Любовь Жданова заняла первое место и сейчас принимает участие в краевом конкурсе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах