Вот и прошёл первый учебный месяц у школьников, студентов, а также их родителей. У большинства школяров вместе с учёбой начались дополнительные занятия, репетиторы, музыкальные и спортивные кружки. Родителям же необходимо вместе с ребёнком составлять расписание уроков и секций, чтобы не перегрузить чадо и не шантажировать запретами посещения кружков, если ученик начал отставать в учёбе.
Что это? Завышенная планка у детей? Нереализованные мечты родителей о золотой медали? А может хорошая учёба – первые шаги на пути к мечте? Ответить на эти вопросы я попросила ученика 7 класса петропавловской школы Славу Перенко, а так же его маму Наталью.
Фотография этого ребёнка на доске почёта висит в школе все 6 лет обучения. Такими детьми гордится учебное заведение и родители. Отличник, дисциплинированный и ответственный молодой человек. В свои 13 лет у него достаточно грамот, медалей и благодарственных писем.
- Слава с первого класса учится на отлично. Скажите, вы усердно занимались с детского сада?
Наталья: Он с детства был любознательный. В четыре года решил, что ему нужно выучить алфавит и научиться читать. Специальными методиками мы не пользовались. Всё происходило по принципу «вопрос-ответ». Причём вопросы задавал Слава. С этого же возраста он начал мне писать письма. Большие. Книги читали мы друг другу по очереди. Никакого принуждения. Заинтересованность у ребёнка всегда была. Это было самостоятельное, добровольное желание, которое мы просто поддержали всей семьёй. Никакого напора с нашей стороны никогда не было.
- Учёба всегда даётся легко?
Слава: Нет, конечно, не всё. Иногда у меня возникают трудности. Самая большая – пересказать что-то. Выучить и применить правило – вот это легко! А вот с пересказами бывает трудновато.
- Наталья, уроки вместе, наверное, делаете?
- Нет, никогда не делали. Причём с первого класса. Всегда сам приходил со школы, садился и делал. Проблем никогда не возникало.
- Всю начальную школу дети изучают обществознание. И с этим предметом в большинстве случаев помогают родители. Ведь порой ответы на письменные задания находятся не в учебнике.
Наталья: Мы старались приучать Славу к самостоятельности. Если возник вопрос по окружающему миру и нельзя найти ответ в учебнике, нужно обратиться к Интернету. Естественно под нашим руководством. Но запросы набирать самому, искать на сайтах нужную информацию тоже самому. И в зависимости от необходимости переписывать материал в тетрадь, либо собрать связный текст из нескольких источников и распечатать. В домашнем задании главное для нас было, чтобы ребёнок всё делал сам.
- А в целом на уроки сколько времени уходит?
Слава: Минут 30-40. Это если не задано сочинение, которое можно написать за 20 минут. Стихи тоже занимают немного больше времени.
- Назови 3 вещи, которые по твоему мнению отвлекают ребёнка от учёбы.
Слава: Даже не знаю. На уроках это должен быть неболтающий сосед по парте. Дома – доступный WI-FI. А самое главное – лень. Она очень отвлекает от учёбы.
Наталья также называет отвлекающими факторами окружающее общество, современные технологии, особенно игрушки в телефонах, и лень.
- А какие у тебя гаджеты? Как и когда ты ими пользуешься?
- У меня есть и телефон и планшет. Но телефоном чаще пользуюсь, как средством связи.
- То есть в игры ты не играешь?
Почему же. Играю. Я же ребёнок. Я просто знаю, что всему своё время.
Наталья: Поговорка «Делу время, потехе час» - это про Славу 100%. За растраченное впустую время я никогда не переживаю.
- Сейчас осталась любовь к книгам? Ты читаешь?
- Читаю, если книга интересная. У меня много энциклопедий. Вот классические книги почти не читаю, только школьную программу. Думаю, если бы у меня было больше времени, я бы с удовольствием читал.
- Помимо отличной учёбы в школе у тебя есть ещё увлечения?
- Я занимаюсь в музыкальной школе и рукопашным боем, ещё играю на гитаре, фортепиано, пою в хоре.
- Какие успехи у тебя в увлечениях?
Слава: Я часто выступаю с хором в различных конкурсах и фестивалях. Мы всегда занимаем призовые места. Меня приглашали в составе другого хора на Международный хоровой конкурс в г. Сочи.
Наталья: В этом году будем смотреть, как у нас получится петь. Начался переходный период. Формирование голоса, ломка. Всё будет зависеть теперь от этих изменений.
Слава: Рукопашный бой мне очень нравится. У меня много грамот и медалей.
- Сколько лет ты живёшь в таком ритме?
- 7 лет. На рукопашный бой папа начал меня водить ещё в 5 лет, до школы. А музыкальная школа началась вместе с общеобразовательной.
- Как ты организовываешь свой день?
Наталья: На начальном этапе расписание формировала я. Разговаривала с педагогами, советовалась, когда удобнее будет ходить в тот или иной кружок. Сейчас этот процесс проходит немного проще.
- Не могу не задать этот вопрос. Ты хочешь ещё куда-либо ходить? Что тебе ещё интересно?
Слава: Я бы с удовольствием ходил на информатику. Некоторые мои одноклассники ходят в этот кружок при школе. Вот это думаю было бы мне очень интересно. Ребята хорошо владеют фотошопом, изучают разные программы: занимаются более интересными вещами, нежели на обычных уроках.
Наталья: С этого года нам придётся втиснуть в наше расписание дополнительную физику. Этот факультатив будет при школе. Предмет нам будет нужен для поступления в вуз. Впрочем, как и рукопашка. Слава с детства грезит профессией пилота гражданской авиации. Поэтому особый упор уже сейчас делаем на определённые предметы. В семье мы поддерживаем все стремления и начинания сына. Наш папа очень хотел быть пилотом. Но сами понимаете, в 90-е годы не каждая семья могла себе позволить отправить учиться ребёнка в другой город. Так что можно сказать, что Слава воплотит папину мечту. Уже сейчас мы знаем критерии для поступления, физические, интеллектуальный данные, знания, умения и навыки, которыми должен обладать пилот.
- Слава, а тебе не кажется, что для тринадцатилетнего ребёнка это очень большая нагрузка?
Слава: Мне иногда кажется, что действительно всего много. Но то, что у меня всё получается, даёт силы и желание заниматься дальше.
Наталья: В такие моменты я стараюсь поддержать сына. Всегда напоминаю ему, ради чего он это всё делает. Ведь если есть мечта, надо делать всё для её осуществления. Вот Слава и делает.
- Ты самокритично относишься к выполнению домашнего задания? Ведь 30-40 минут – это очень мало. Или же у тебя бывает прочтение устного предмета «для галочки»?
Слава: Я понимаю, что на любом уроке меня могут спросить. И там эта «галочка» совсем мне не поможет. Да и стыдно становится в такие моменты. Поэтому стараюсь таких неловких ситуаций избегать.
- Какой у тебя любимый предмет в школе?
- С этого года у нас началась алгебра. Вот это для меня очень интересно: вычислять, думать, решать. А труды, думаю, нравятся каждому мальчишке.
- В своём классе ты единственный отличник. Нравится ли тебе, когда тебя ставят в пример?
Слава: Мне не нравится, когда меня ставят в пример. А уж тем более, когда говорят, чтобы на меня ровнялись. Тоже мне равнение… Нужно просто контролировать себя, быть организованным. И учёба наладится сама собой.
- Как ты думаешь, что должен уяснить для себя ребёнок, чтобы учёба была не в тягость?
- Во-первых, сначала надо сделать уроки, а уже потом заниматься своими делами. Во-вторых, стараться всё делать на максимум своих возможностей. Отвечать побольше, слушать учителя, стараться не отвлекаться. И в-третьих, не быть самонадеянным. Проверять себя и быть самокритичным.
Василина Ящук