Петропавловск-Камчатский, 27 марта — АиФ-Камчатка. В Театре драмы и комедии идут последние репетиции перед премьерой. Спектакль «Жизнь прекрасна!» зрители увидят уже на этой неделе — 27, 29, 30 и 31 марта — в дни празднования 80-летия камчатского храма Мельпомены.
Несмотря на плотный творческий график, сопутствующий грядущему юбилею театра, его новый художественный руководитель Антон КОВАЛЕНКО нашёл время для беседы с корреспондентом «АиФ-Камчатка».
Время и деньги
«АиФ-Камчатка»: – Антон Александрович, культурную жизнь Камчатки трудно назвать разнообразной. А вы приехали сюда из Петербурга — культурной столицы…
Антон Коваленко: – В 2012 году я обучался в Московской школе театрального лидера в Центре имени Мейерхольда, которую организовал Виктор Анатольевич Рыжаков (кстати, бывший худрук Камчатского театра драмы и комедии. — Ред.). Она была создана специально для уже работающих режиссёров, художников, менеджеров, театральных критиков и так далее. Это были специальные курсы, на которых мы, в первую очередь, знакомились с административной деятельностью театра. Благодаря этой школе уже несколько театров пополнились новым руководством. Ну а я получил предложение возглавить Камчатский театр драмы и комедии.
«АиФ-Камчатка»: – Какова, на ваш взгляд, ситуация в нашем театре?
Фото Зимина В.Г./wikipedia.org |
А.К.: – Проблема в отсутствии нового репертуара. Ощущение, будто театр застыл меж времени, жизнь здесь остановилась 5–7 лет назад. Сюда необходимо приглашать больше молодых режиссёров. Но это только часть моей работы. Другая часть — это административная работа, которую мне помогает делать директор театра Игорь Юрьевич Сидоров — крепкий хозяйственник, с ним легко работать, он подсказывает и объясняет мне многое.
Но всё-таки я — режиссёр. И для меня главное — ставить спектакли и организовывать творческую жизнь театра. К следующему сезону мы должны обновить половину репертуара. Нам это необходимо как воздух. А поэтому будут приглашены ещё как минимум три режиссёра. Один из них, Павел Зобнин, уже на Камчатке. Он поставил по стране более 10 спектаклей, в том числе в Южно-Сахалинском театре драмы, куда в следующем году мы едем на фестиваль.
«АиФ-Камчатка»: – А ближайшие гастроли, говорят, состоятся уже в мае этого года…
А.К.: – Да, это будут двухнедельные обменные гастроли с Хабаровском. А летом, возможно, проведём гастроли по Камчатке.
«АиФ-Камчатка»: – Один из больных вопросов, с момента окончания реконструкции театра, связан с акустикой в зале. Это можно исправить?
А.К.: – Проблемы с акустикой и многим другим есть, но они не настолько велики, чтобы артистам нельзя было работать. Исправить нужно и можно многое, но для этого требуются время и деньги. Сейчас в первую очередь мы будем заниматься сценой, потому что во время ремонта нам сломали круг.
Ремонт был произведён качественно, но не адекватно. Ремонтировался театр как одно из зданий, в котором могут про-водиться культурные мероприятия, но без учёта театральной специфики. Отремонтировали так, что и «спасибо» хочется сказать, и ещё кое-что добавить...
«Жизнь прекрасна!»
«АиФ-Камчатка»: – Почему для юбилея вы выбрали именно Чехова?
А.К.: – Чехов — один из столпов русской драматургии. Мне кажется, выбранный нами материал достоин юбилея. Он состоит из четырёх чеховских миниатюр: «О вреде табака», «Предложение», «Юбилей» и прозаического отрывка под названием «Жизнь прекрасна!». Он составит первую часть праздника, во вторую войдёт актёрский дивертисмент к 80-летию театра — с музыкальными номерами, поздравлениями и торжественной частью.
«АиФ-Камчатка»: – Камчатский зритель отличается от столичного?
Изобретательная влюблённая. Фото www.kamteatr.com |
А.К.: – Мне кажется, он ходит на спектакли, любит артистов, но у зрителя нет ощущения того, что театр может его удивить. Сегодня общая тенденция у многих хороших провинциальных театров — давать комедийный материал для ублажения и увеселения. От этого сам театр превращается в какое-то увеселительное учреждение для проведения досуга, не более.
Как бы понятно: публика не хочет, чтобы ей морочили голову, заставляли мучиться от непонятных спектаклей и далеких ей режиссёрских идей. С одной стороны, зритель требует чего-то развлекательного: «Не надо нас заставлять ломать голову над умными спектаклями. Мы чувствуем себя идиотами, потому что ничего не понимаем, а нам говорят — это большое искусство». А с другой стороны — без привлечения зрителя к переосмыслению каких-то привычных для него моментов театр перестаёт быть театром. Зритель вместо пищи для ума и сердца получает слабительное.
К сожалению, в репертуаре немало таких спектаклей, похожих один на другой своей развлекательностью. Молодые режиссёры, которых мы будем приглашать сюда, должны изменить ситуацию. И они едут сюда не за деньгами. Многие профессиональные режиссёры коммерческого плана, если приезжают за деньгами, конечно, производят адекватный этим деньгам продукт, который смотрибелен и интересен на определённом уровне. Но это именно средний уровень, который по большому счёту к театру имеет весьма опосредованное отношение. Потому что театр — это эксклюзив, особое действие, момент жизни. И раньше он здесь был, были режиссёры. Но сейчас должно происходить что-то новое, чего не было. Я, например, сомневаюсь в том, что можно омолодить кого-то и вернуть то, что было. Не имеет смысла. Нужно идти дальше и смотреть вперёд, а не назад.
КСТАТИ
Во время юбилейных мероприятий в фойе театра перед началом спектакля и во время антракта пройдёт театрализованное представление. Артисты воссоздадут атмосферу 30-х годов. Зрителей ждут песни и музыка того времени в исполнении джаз-бенда, историческая фотовыставка, агитплакаты, бойкая торговля лоточников, спортивные пирамиды, танцы под патефон и многое другое.
МНЕНИЕ
Татьяна ДЕРЕГУЗОВА, заслуженная артистка РФ — о новом спектакле «Жизнь прекрасна!»:
–…Я играю Мерчуткину. В эту роль надо вникать, разбираться. Работа кипит круглосуточно: дома, в театре, в автобусе не выпускаю сценария из рук. Классика — это очень здорово. Это то, на чём проверяется труппа, от чего получает удовольствие актёр. Поэтому хотелось бы, чтобы удовольствие получил и зритель. Я вообще люблю классику: Чехов, Гоголь — всё какое-то другое: другие чувства, нервы. Роли в этих спектаклях самые за-поминающиеся. Благодаря им остаются какие-то вехи, кирпичики из которых складывается творческая жизнь артиста.