«Одержимость внешней атрибутикой и отсутствие развития мысли – это безумие современного мира», – говорит художник Антон Шахов.
Будучи преподавателем Камчатского колледжа искусств, он стремится донести студентам истинное предназначение изобразительного искусства. О собственном профессиональном пути и современной подмене понятий художник рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка».
Не теряя счастья
– Для меня всё началось с рисования на обоях, – рассказывает Антон. – Кстати, в раннем детстве произошёл интересный случай, ставший присказкой об определении моего будущего. Мама красила батарею на кухне, когда в прихожей зазвонил телефон. Сотовых ещё не было – на тумбочке стоял стационарный аппарат с барабаном, по которому мама и стала разговаривать с подругой. А я в это время пробрался на кухню и притаился. Выбрался оттуда, уже оставляя на полу белые следы, – я полностью покрасил себя белой краской. Мне и года не было.
Потом рисовал комиксы в детском саду. Писать ещё не умел, поэтому в выносках делал надписи на непонятном языке, а потом сам всё озвучивал. Хорошей бумаги не было, в ход шло всё, что попадётся под руку – обрывки, тетради, фотобумага, обрезки.
Со временем увлечение только росло, я окончил художественную школу, поступил в колледж на отделение худграфа, а потом в академию искусств.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Антон, часто ли вы сталкивались с непониманием окружения? Кто-то убеждал вас, что художник – это несерьёзная профессия?
Хотя стезя, безусловно, непростая, особенно сегодня, когда культура, к сожалению, где-то на третьем плане приоритетов развития страны. Многие художники, выходцы из советской эпохи – того времени, когда было много заказов, почитания и уважения, не смогли перестроиться под новые реалии. В девяностых все сломя голову стали гнаться за деньгами. И именно в тот период у людей и сформировалось понимание того, что художник – это несерьёзная профессия, и нужно спешить зарабатывать на кусок хлеба. А ведь вечная погоня за деньгами – это не значит счастье.
Беспросветные дожди и звёзды
В студенческие годы Антона увлекло искусство графики – изображение с помощью линий и штрихов. Вдохновением послужил один из любимых российских художников – Максим Шараев. Однажды Антон выменял у товарища CD-диск на книгу ужасов, проиллюстрированную мастером, и с тех пор периодически перелистывает её для воодушевления.
– После второго курса обучения в академии мы поехали на пленэр (работа художника на открытом воздухе – Прим. ред.), но попали в период беспросветных дождей. Картины никто не писал, всё время приходилось сидеть в комнате. Тогда я достал блокнотик и начал делать эскизы. Сформировалась тематика – городская, идеи начали воплощаться в готовые картины. Ориентира не терял – иллюстрации Максима Шараева считаю потрясающими. Его идеи, техническое воплощение… Пробовал повторить этот стиль, но у меня вышло по-своему. Однако это к лучшему, я стал работать в собственном направлении, не теряя цели.
Также мне близки иллюстрации в книге Туве Янссон «Всё о Муми-троллях». Вообще, графика в фантастических произведениях советской классики, чёрно-белые иллюстрации на старых страницах всегда меня привлекали.
– Одна из ваших громких выставок на Камчатке состоялась в прошлом году – вы представили трилогию «Путь». Расскажите об этой серии картин.
– На Камчатку меня пригласили в 2013 году – работать в колледже искусств. И, когда я приехал, у меня не было ничего. Заселился в общежитие и смотрел на свои голые стены… В общем-то, достаточно тоскливо.
Начал пытаться создавать что-то для себя, но это было похоже на то, как слепой котёнок тычется носом по углам: я никак не мог нащупать направление, в котором двигаться. В таких творческих муках прошёл почти год.
Потом остановился на том, чтобы написать такую картину, которую будет приятно поместить в рамочку и повесить у себя в комнате. Вдохновился компьютерной игрой «Limbo», помню её ещё со студенчества. Уже тогда покорил её простой и гениальный стиль.
Моя идея заключалась в том, чтобы написать гигантский мухомор с маленьким человечком под ним. Результат меня долго не устраивал – переделывал работу снова и снова, пока не пришёл к тому, что устроило. В итоге мой герой оказался путешественником – я добавил ему рюкзачок.
Первым зрителем стал Каро Типикян – камчатский музыкант, который жил в соседней комнате общежития колледжа искусств. У него, кстати, дядя и брат занимаются живописью. Я поставил картину перед Каро, он молча смотрел на неё минут пять. А потом вдруг сказал: «Продай». Ему работа очень понравилась. Я не собирался продавать работу, но эта ситуация подвигла меня к созданию серии.
Начал продумывать, кто мой герой – что за путешественник, откуда и куда он идёт. Я создал его дом, семью и цель. Согласно истории, он увидел падающую звезду – как символ большой мечты, и отправился к ней.
Я писал картины, текст к ним, появлялись подробности встреч героя и трудностей на его пути. Первые две части с разницей в год выставлял в краевой библиотеке, третья оказалась самой сложной – писал её два года. В прошлом году собрал полную историю и представил её зрителям в сопровождении атмосферной и глубокой музыки камчатского композитора Дмитрия Карпенюка и московского – Владимира Егорова.
Конвейер развлечений
– На Камчатке есть выставочная деятельность, но она малоактивна, так как культурная среда в зачаточном состоянии, – считает Антон. – Если сравнивать с тем же Владивостоком, например, там творческая жизнь бурлит, постоянно проходят проекты, конкурсы, выставки. Кстати, там очень распространены совместные выставки – когда много художников представляют работы, объединённые одной темой. Считаю большим упущением, что на Камчатке нет подобного. Здесь в принципе не очень много активных молодых художников, и все действуют разрозненно.
– Антон, сегодня каждый второй называет себя художником – зачастую люди без багажа знаний в области искусства говорят, что работают «по-особенному». Что вы об этом думаете?
– Чтобы ломать правила, их нужно знать. Сейчас можно набрать ведро краски, вылить на холст и сказать: «Я так самовыражаюсь». Да, это творчество. Но не искусство, ведь оно должно быть осмысленным. Художник работает мозгами. Сегодня изобразительное искусство превратилось в сегмент развлечений, что не ставит перед человеком вопросы. А должно. Изобразительное искусство строится на визуальных образах, побуждающих человека к мыслям.
К сожалению, сегодня многие забыли об этом напрочь. Главное – яркие краски и работа в формате конвейера развлечений. А это – то же, что заедать пустоту… Жвачка с яркой обёрткой и вкусом, который быстро пропадает, и ничего более. Остаётся пустота.