Закрытые музеи, театры, библиотеки и студии в период режима самоизоляции – лучшее время для уделения внимания собственным творческим способностям. Подумайте, возможно, вас давно ждут залежавшиеся альбомы, кисти и краски.
Художница, руководитель студии «Этюд» Александра Аджигитова рассказала, как можно прийти к свободе через рисование, развить или приобрести талант и самовыразиться в любом виде творчества.
Правила и желания
На семилетие мама подарила маленькой Александре небольшую книгу, созданную своими руками. По словам девушки, этот случай стал для неё отправной точкой дальнейшего жизненного пути, а прекрасный подарок она, конечно, сохранила.
– Мама работала инженером, и до этого времени я никогда не видела, чтобы она рисовала. А тут – целая книга обо мне. Увидев её, я сразу решила, что тоже хочу уметь так делать, – вспоминает Александра. – После этого я достаточно долго искала подходящую художественную школу, пока не остановилась именно на той, которая была мне нужна. Там всё было по душе – атмосфера, учителя, подход к занятиям. Настолько всё нравилось, что я «жила» в этой школе. После получения высшего образования и переезда на Камчатку я убедилась в своём желании работать в выбранной сфере.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Бытует мнение, что обучение академическому рисунку может отбить у ребёнка желание творить. С другой стороны, базовые знания и навыки необходимы. Что вы об этом думаете?
Александра Аджигитова: Мне кажется, всегда и во всём нужно ориентироваться на желание. Когда ребёнку интересно заниматься исключительно академическим рисунком и живописью, я искренне восхищаюсь и им, и его педагогом. Если же эти жанры даются с трудом и неохотой, я думаю, нужно постараться отказаться от строгих правил. По мне, творить нужно исключительно по собственной воле – иначе никак.
И только в этом случае зачастую у детей выходят работы интереснее, чем у педагогов. Ребёнок – ещё не заштампованный и не забитый, у него есть свой мир, и замечательно, когда он делится им.
Желание художника зависит и от материалов, мне кажется, что и в выборе должна быть свобода – можно творить не только с помощью красок и бумаги, но и инсталляции делать, и коллажи создавать, и из глины лепить, и из шерсти картины выкладывать.
А понять, что такое падающие и собственные тени, блик, оттенки цветов и многое другое можно не изнурительным трудом, а играючи.
– Может, это выходит только у тех, у кого есть талант?
– Давайте я расскажу свою историю. В художественную школу меня взяли, что называется, с натяжкой – просто потому, что было свободное место. Мой уровень тогда был, мягко говоря, ниже среднего. Тем не менее, мне так нравился процесс, и я настолько сильно хотела научиться, что в итоге всё получилось. Видимо, наработала навыки.
Но бывают дети, которым сразу легко даётся всевозможная техника, и это тоже прекрасно. Но, к сожалению, даже в таком случае, если нет желания и интереса – ничего не выйдет.
Вообще, каждая человеческая история индивидуальна, мы разные. Но одно могу сказать точно, рисовать можно и нужно абсолютно всем, как взрослым, так и детям. Поверьте, во время этого процесса от вас уходит негатив, вы отвлекаетесь. Мозг радуется, сияет светом, происходит что-то новое. Люблю представлять, как между полушариями образуется радуга.
Ван Гога могли бы не узнать
Сегодня, когда нам необходимо оставаться дома из-за действующего режима, Александра создала проект «Арт-изоляция» – открытые занятия на платформе Инстаграм.
– Я заметила, что вы посвятили несколько постов рассказам о высших учебных заведениях. Значит ли это, что вы считаете художественное образование необходимым – сначала школа, потом вуз?
– Сегодня в вуз вас возьмут и без художественной школы за плечами, обращая внимание только на ваши навыки. Если раньше в учебных заведениях проводили творческий конкурс, нужно было привозить свои работы, то сейчас и этого нет. Вы приходите и рисуете – и только ваш результат повлияет на поступление.
Честно говоря, диплом об окончании художественной школы мне ни разу не пригодился. Однако художественный вуз, мне кажется, важен из-за своей атмосферы – творчества, дружбы и поддержки. Вы встречаете единомышленников, вокруг появляются люди, которые думают так же, как и вы, что, несомненно, поможет вам в карьере. В принципе, это касается любого учебного заведения и любой профессии – недаром говорят, что студенческие годы – самые лучшие.
– Обыватель, взглянув на картину в жанре абстракционизма, думает: «Так и я нарисовать смогу!» Однако творцы в своё время навсегда изменили мир искусства, выйдя за, казалось бы, нерушимые рамки. Но можно ли, не зная этих рамок, считать себя современным художником?
– Сейчас стать художником легко, нам доступно множество ресурсов. Более того, время всё меняет. Скажем, даже если ты сегодня рисуешь в технике гиперреализма (Основанное на фотографически точном изображении реальности художественное течение, которое существует в живописи, графике, скульптуре – Прим. ред.), это мало кому будет интересно, потому что есть фотография. Импрессионизм – направление, отражающее личные переживания, настроения и впечатления, которое в своё время всё порушило.
В современном мире многое зависит от того, как себя подашь – важен менеджмент. То, насколько высоко художник оценивает свои работы, зависит от множества факторов – самооценки, самолюбия и, порой, наглости.
Помню, как ещё студенткой побывала в художественной артели Санкт-Петербурга. Беседуя с одним из сотрудников, я заинтересовалась: «Наверное, картины отражают ваше подсознание?» На что получила ответ: «Я выпил бутылочку портвейна и намалякал». Конечно же, для меня это было неожиданно.
– Не считаете ли вы, что такой подход убивает искусство – оно ведь всегда было далеко от денег. А сейчас, оказывается, важен менеджмент…
– Но и мы с вами, и весь мир не узнали бы Винсента Ван Гога, если бы его в своё время не начали правильно продавать. В хорошем преподнесении себя нет ничего плохого. Более того, если вы творите без души – люди это почувствуют и, однозначно, не будут покупать. Я убеждена в том, что никому не нужна работа, за которой ничего нет.
Да и стереотип о бедствующих художниках уже в прошлом – мне кажется, сегодня творческие люди, наоборот, выходят на первый план. Человек может быть бедным или богатым вне зависимости от своей работы. Самое главное – любить её, с чем мне очень повезло.
Взгляни на вулканы
– Одна камчатская художница сказала мне, что в картине цвет даже важнее формы. А вы как думаете?
– Думаю, что часто именно так и бывает. Нам, видимо, не хватает эмоций, мы жаждем яркости. Но это касается не всех, кто-то, наоборот, уделяет особое внимание форме – каждому своё.
Я обычно предлагаю работать с тремя цветами – жёлтым, красным и синим, ведь они дают возможность создать все остальные. Такая практика поможет избавить вас от ступора не только перед красками, но и во многих жизненных вопросах. Когда у вас есть ограниченная палитра действий, вы можете намешать их по-разному и найти нужное решение, потому что гибкость мышления уже выработана, и вы не боитесь ошибиться.
Так что творчество близко с психологией. Если дети рисуют дома, их нужно хвалить. А если взрослые – делать это в тысячу раз чаще и больше. Потому что они не побоялись!
– Александра, вы с удовольствием рассказываете о своей работе. Никогда не сталкивались с профессиональным выгоранием?
– В жизни бывает всякое, и если работать без остановки, выгорание обеспечено. Мне кажется, особенно часто с ним сталкиваются педагоги, от которых очень многое зависит. Ведь если я устала, что могу дать детям?
В такие моменты важно переключаться. Лично мне помогает природа – взглянув на наши вулканы, небо, прекрасные виды из окон, абсолютно точно можно наполниться энергией.

Жизнь сквозь объектив. Какие секреты скрывает ретрофотография?
Петропавловск украсили восемь новых граффити
Картину камчатского карикатуриста Дениса Лопатина выставили в Женеве
Глиняная терапия. Как создать бизнес, который снимает раздражение