Примерное время чтения: 8 минут
450

Без арт-изоляции. Почему рисовать нужно и взрослым, и детям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ-Камчатка» 22/04/2020
Творчество помогает избавиться от негатива.
Творчество помогает избавиться от негатива. Из личного архива

Закрытые музеи, театры, библиотеки и студии в период режима самоизоляции – лучшее время для уделения внимания собственным творческим способностям. Подумайте, возможно, вас давно ждут залежавшиеся альбомы, кисти и краски.

Художница, руководитель студии «Этюд» Александра Аджигитова рассказала, как можно прийти к свободе через рисование, развить или приобрести талант и самовыразиться в любом виде творчества.

Правила и желания

На семилетие мама подарила маленькой Александре небольшую книгу, созданную своими руками. По словам девушки, этот случай стал для неё отправной точкой дальнейшего жизненного пути, а прекрасный подарок она, конечно, сохранила.

– Мама работала инженером, и до этого времени я никогда не видела, чтобы она рисовала. А тут – целая книга обо мне. Увидев её, я сразу решила, что тоже хочу уметь так делать, – вспоминает Александра. – После этого я достаточно долго искала подходящую художественную школу, пока не остановилась именно на той, которая была мне нужна. Там всё было по душе – атмосфера, учителя, подход к занятиям. Настолько всё нравилось, что я «жила» в этой школе. После получения высшего образования и переезда на Камчатку я убедилась в своём желании работать в выбранной сфере.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Бытует мнение, что обучение академическому рисунку может отбить у ребёнка желание творить. С другой стороны, базовые знания и навыки необходимы. Что вы об этом думаете?

Александра Аджигитова: Мне кажется, всегда и во всём нужно ориентироваться на желание. Когда ребёнку интересно заниматься исключительно академическим рисунком и живописью, я искренне восхищаюсь и им, и его педагогом. Если же эти жанры даются с трудом и неохотой, я думаю, нужно постараться отказаться от строгих правил. По мне, творить нужно исключительно по собственной воле – иначе никак.

И только в этом случае зачастую у детей выходят работы интереснее, чем у педагогов. Ребёнок – ещё не заштампованный и не забитый, у него есть свой мир, и замечательно, когда он делится им.

Желание художника зависит и от материалов, мне кажется, что и в выборе должна быть свобода – можно творить не только с помощью красок и бумаги, но и инсталляции делать, и коллажи создавать, и из глины лепить, и из шерсти картины выкладывать.

А понять, что такое падающие и собственные тени, блик, оттенки цветов и многое другое можно не изнурительным трудом, а играючи.

– Может, это выходит только у тех, у кого есть талант?

– Давайте я расскажу свою историю. В художественную школу меня взяли, что называется, с натяжкой – просто потому, что было свободное место. Мой уровень тогда был, мягко говоря, ниже среднего. Тем не менее, мне так нравился процесс, и я настолько сильно хотела научиться, что в итоге всё получилось. Видимо, наработала навыки.

Но бывают дети, которым сразу легко даётся всевозможная техника, и это тоже прекрасно. Но, к сожалению, даже в таком случае, если нет желания и интереса – ничего не выйдет.

Вообще, каждая человеческая история индивидуальна, мы разные. Но одно могу сказать точно, рисовать можно и нужно абсолютно всем, как взрослым, так и детям. Поверьте, во время этого процесса от вас уходит негатив, вы отвлекаетесь. Мозг радуется, сияет светом, происходит что-то новое. Люблю представлять, как между полушариями образуется радуга.

Рисовать можно и нужно абсолютно всем.
Рисовать можно и нужно абсолютно всем. Фото: Из личного архива

Ван Гога могли бы не узнать

Сегодня, когда нам необходимо оставаться дома из-за действующего режима, Александра создала проект «Арт-изоляция» –  открытые занятия на платформе Инстаграм.

– Я заметила, что вы посвятили несколько постов рассказам о высших учебных заведениях. Значит ли это, что вы считаете художественное образование необходимым – сначала школа, потом вуз?

– Сегодня в вуз вас возьмут и без художественной школы за плечами, обращая внимание только на ваши навыки. Если раньше в учебных заведениях проводили творческий конкурс, нужно было привозить свои работы, то сейчас и этого нет. Вы приходите и рисуете – и только ваш результат повлияет на поступление.

Честно говоря, диплом об окончании художественной школы мне ни разу не пригодился. Однако художественный вуз, мне кажется, важен из-за своей атмосферы – творчества, дружбы и поддержки. Вы встречаете единомышленников, вокруг появляются люди, которые думают так же, как и вы, что, несомненно, поможет вам в карьере. В принципе, это касается любого учебного заведения и любой профессии – недаром говорят, что студенческие годы – самые лучшие.

– Обыватель, взглянув на картину в жанре абстракционизма, думает: «Так и я нарисовать смогу!» Однако творцы в своё время навсегда изменили мир искусства, выйдя за, казалось бы, нерушимые рамки. Но можно ли, не зная этих рамок, считать себя современным художником?

– Сейчас стать художником легко, нам доступно множество ресурсов. Более того, время всё меняет. Скажем, даже если ты сегодня рисуешь в технике гиперреализма (Основанное на фотографически точном изображении реальности художественное течение, которое существует в живописи, графике, скульптуреПрим. ред.), это мало кому будет интересно, потому что есть фотография. Импрессионизм – направление, отражающее личные переживания, настроения и впечатления, которое в своё время всё порушило.

В современном мире многое зависит от того, как себя подашь – важен менеджмент. То, насколько высоко художник оценивает свои работы, зависит от множества факторов – самооценки, самолюбия и, порой, наглости.

Помню, как ещё студенткой побывала в художественной артели Санкт-Петербурга. Беседуя с одним из сотрудников, я заинтересовалась: «Наверное, картины отражают ваше подсознание?» На что получила ответ: «Я выпил бутылочку портвейна и намалякал». Конечно же, для меня это было неожиданно.

– Не считаете ли вы, что такой подход убивает искусство – оно ведь всегда было далеко от денег. А сейчас, оказывается, важен менеджмент…

– Но и мы с вами, и весь мир не узнали бы Винсента Ван Гога, если бы его в своё время не начали правильно продавать. В хорошем преподнесении себя нет ничего плохого. Более того, если вы творите без души – люди это почувствуют и, однозначно, не будут покупать. Я убеждена в том, что никому не нужна работа, за которой ничего нет.

Да и стереотип о бедствующих художниках уже в прошлом –  мне кажется, сегодня творческие люди, наоборот, выходят на первый план. Человек может быть бедным или богатым вне зависимости от своей работы. Самое главное – любить её, с чем мне очень повезло.

Взгляни на вулканы

– Одна камчатская художница сказала мне, что в картине цвет даже важнее формы. А вы как думаете?

– Думаю, что часто именно так и бывает. Нам, видимо, не хватает эмоций, мы жаждем яркости. Но это касается не всех, кто-то, наоборот, уделяет особое внимание форме – каждому своё.

Я обычно предлагаю работать с тремя цветами – жёлтым, красным и синим, ведь они дают возможность создать все остальные. Такая практика поможет избавить вас от ступора не только перед красками, но и во многих жизненных вопросах. Когда у вас есть ограниченная палитра действий, вы можете намешать их по-разному и найти нужное решение, потому что гибкость мышления уже выработана, и вы не боитесь ошибиться.

Так что творчество близко с психологией. Если дети рисуют дома, их нужно хвалить. А если взрослые – делать это в тысячу раз чаще и больше. Потому что они не побоялись!

– Александра, вы с удовольствием рассказываете о своей работе. Никогда не сталкивались с профессиональным выгоранием?

– В жизни бывает всякое, и если работать без остановки, выгорание обеспечено. Мне кажется, особенно часто с ним сталкиваются педагоги, от которых очень многое зависит. Ведь если я устала, что могу дать детям?

В такие моменты важно переключаться. Лично мне помогает природа – взглянув на наши вулканы, небо, прекрасные виды из окон, абсолютно точно можно наполниться энергией.

Досье
Александра Аджигитова родилась 28 июня 1982 года в Тольятти. Окончила детскую художественную школу «Керамика» (сейчас – Художественная школа имени Марка Шагала) и Тольяттинский государственный университет, факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учитель рисования.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах