«Самурай принимает решение за семь вдохов», – таким правилом советует руководствоваться столяр Николай СВЕШНИКОВ, когда сложно определиться с выбором. Он рассказал, как нашёл дело своей жизни и не сворачивает с намеченного пути.
В его мастерской рады гостям – охотничий пёс Арчи встречает пришедших приветливым лаем, виляя хвостом. Но при всём своём дружелюбии собака не забывает строго контролировать работу своего хозяина.
– Это кофе и дерево, – отвечает Николай на мой вопрос о вкусном аромате в столярке. – Я здесь с 11 до 17 – прихожу, завариваю кофе и приступаю к делу. Но дни не похожи друг на друга, работа всегда разная.
Своя тусовка
Так было не всегда. Пять с половиной лет Николай проработал техником на военном судне «Алагез», основная задача которого – поиск и спасение терпящих бедствие подводных лодок, кораблей и самолётов.
– У меня никогда не было интереса к поисково-спасательной службе, я не смотрел на море и не мечтал, как буду его бороздить. В общем, здесь нет романтизма, всё просто и даже банально – у меня мама работала на этом корабле. А её собственная история, как у классической мамы 1990-х: влюбилась в молодости в моряка-рыбака, вышла за него замуж, а он потом ушёл из семьи. Устроилась в сферу телефонии, а после пошла по военному контракту на судно, продолжая работать в связи.
Я же после политехникума не окончил три высших учебных заведения – учиться особо не любил, стал работать в спортивном магазине «Пегас». Мне нравилось, там собирались по-настоящему крутые ребята – панковская тусовка местных сноубордистов, сёрферов и лыжников. Работали для удовольствия и классно проводили время – первую татуировку, кстати, мне сделал друг там.
Однако через некоторое время владельцу стал неинтересен этот бизнес, и он его продал. Мне предстоял выбор профессии, и мама предложила пойти на корабль. Желания у меня не было, но решил всё равно попробовать, мало ли.
Нестандарный подход
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Переход к столярному мастерству кажется довольно резким…
Николай Свешников: На судне я проработал почти шесть лет, плохим сотрудником не был, но всегда понимал, что нахожусь не на своём месте. Да и жена говорила, что «старею» с этой деятельностью, поэтому сомнений не оставалось – нужно что-то менять.
Мне всегда нравилось творческое направление, я любил фотографию и увлекался плёнкой. Во время работы на корабле я часто бывал во Владивостоке – иногда появлялась возможность проводить время в одиночестве, гуляя по городу с камерой. Помню, даже задумывался о карьере фотографа, но в то время нельзя было представить, что Петропавловск-Камчатский так качнёт, что появится возможность зарабатывать этим, не снимая исключительно свадьбы и клубные вечеринки.
И тут я узнал, что один камчатский товарищ, Лёха Фёдоров – резчик по дереву, которому давно надоело делать Пеликенов, захотел создавать мебель и заниматься исключительно столярным делом. А я уже тогда делал себе какие-то вещи из дерева и пришёл к нему в мастерскую-гараж, начал помогать. Было тяжело и далеко не всё понятно, но интересно.
Спустя полтора года Лёха поехал на «зимовку» к родителям в Майкоп и решил остаться там, попросив отправить ему инструменты. И вот, помню, сижу я в гараже и думаю: «Что делать?» Но работа, которую нужно было сделать, осталась – так появилась мастерская «Делорук». Пару лет я поработал в гаражах, потом арендовал помещение с голыми бетонными стенами, всё обустроил, и вот, работаем здесь с напарниками. Но подход к столярному делу у нас нестандартный.
– В чём он заключается?
– В собственной философии. Здесь не завод, цех или фабрика. Нет, конечно же, мы и доски шлифуем, и нарезаем их – в столярном деле, вообще, всё построено на нормах и правилах.
Но и образ поведения особый, мы стремимся к образованию комьюнити (группа людей, объединённых близкими интересами – Прим. ред.). Мы не хотим быть бездушной машиной, производящей мебель… Стараюсь не браться за безвкусную работу.
Если приходит человек и говорит: «Хочу полки, шкаф и стол», я всегда предлагаю ему сделать это красиво, объясняю свой подход. Скатываясь в бытовуху, это, конечно, не всегда возможно.
Но делать работу только ради того, чтобы прокормиться, по мне – бессмысленно. Это не означает, что мы здесь ставим себя выше остальных, просто понимаем свою ответственность за сделанное и осознаём, что засилье вычурных вещей прививает окружающим дурной вкус и унижает город и его жителей. Когда у человека есть возможность, он может обратиться к хорошему дизайнеру, получить идею и воплотить задуманное в жизнь. Такой подход к работе мы и пропагандируем. Не знаю, насколько это верно, и правы ли мы, но так и живём.
Хайповая тема
– У местной творческой молодёжи всё время спрашивают: «Планируете ли уезжать с Камчатки?»
– Нет, я хочу, чтобы город, в котором я живу, был приятным, а не уезжать отсюда. И мне нравится на Камчатке. Хотя я столяр, а моя жена – художник, и по большому счёту у нас ветер в голове – ничего не стоит уехать куда-то и найти подходящую работу. Но зачем?
Сегодня переезд с Камчатки, действительно, воспринимают как норму. А ведь здесь масса возможностей – как минимум, можно участвовать в масштабных проектах и даже сделать собственный вклад в наследие. Звучит громко, но я правда хочу, чтобы культ столярки продолжался. И рад осознавать, что здесь можно быть и чувствовать себя моторчиком, задающим тренды.
Сейчас словно принято говорить: «Всё ужасно». Но что ты сделал для того, чтобы так не было? Не монетки же в прорубь кидать, чтобы всё стало хорошо. Все говорят, например, что дома у нас некрасивые, но я так не думаю. Считаю, что нужно менять не полуостров, а отношение людей к нему.
Чтобы понять произведение, нужно хорошо знать время и место его сотворения – это давно известно. И с городом такая же история. Узнав его историю, ты диву дашься, как между сопок смогли дома раскидать, с сейсмикой и климатом справиться, да ещё и дороги сделать. Взгляни на любой дом – очень живописный. И мне совершенно не нравится нынче хайповая и модная тема унижать город. Сознание своё менять хотят немногие.
– Николай, и всё-таки – есть ли что-то, чтобы вы поменяли на полуострове в визуальном плане?
– Конечно. Как минимум, я хочу, чтобы провели рекламно-баннерную реформу. Ведь реклама тоже способна выглядеть красиво, можно её правильно разместить, убрать всё ненужное.
Это не исключительно мои мысли – что-то я почерпнул из интересных лекций и знающих людей со всего мира. Во всём должна быть идея, философия и единый код. Когда мы подходим к дому и хотим узнать его номер, то смотрим на определённый угол. И с рекламой, мне кажется, должно быть так же. А нас многое не демонтируют даже – это безответственно и выглядит странно. Также, по мне, нужно уделить особое внимание недостроям и «заброшкам».
Но не стоит просто так говорить, что всё плохо. Когда ты неравнодушен к городу, он неравнодушен к тебе. И будучи простым пацаном, можно делать что-то хорошее. А если у меня есть эта возможность, я буду её использовать.