Примерное время чтения: 9 минут
417

«Актёры – богатые бездельники». Камчатская артистка – о театральных мифах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Камчатка» 22/01/2020
"Мы играем в паре с Таней". Камчатский театр драмы и комедии

В Камчатском театре драмы и комедии возобновили проект «Театр изнутри». Общаясь с актёрами в неформальной обстановке, зрители узнают об их интересах и творческих секретах.

Главной героиней одной из первых встреч стала Заслуженная артистка Российской Федерации Зоя Янышева. Актриса рассказала о своём профессиональном становлении, любви к искусству и популярных театральных мифах.

Своя школа

– Мой путь в профессию можно сформулировать по принципу: «Никогда». Я никогда об этом не думала и не желала, потому что знала, что в театре работают небожители. Они красивые, умные и талантливые, а это всё не про меня, – поделилась Зоя Серафимовна. – Родилась я в семье, в которой даже гуманитариев не было – одни технари и военные.

Помню одно из первых несостоявшихся выступлений: в детстве на ёлке я должна была читать стихотворение: «Уронили мишку на пол», но струсила. Когда же меня стали уговаривать: «Зоечка, почитай», показала забинтованный палец, сказала: «Не могу, болит».

Но потом началась школа. Казалось, обычная новостройка в Измайлове, однако сейчас я понимаю, что она была необыкновенной. В школе работал просто удивительный коллектив талантливейших педагогов. Мне, абсолютному гуманитарию, было интересно посещать факультеты по математике, физике, химии. В это же время мы сами, ученики, организовывали чтецкие конкурсы и театральные мероприятия, преподаватели полностью доверяли нам.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Тогда вы и решили связать свою дальнейшую жизнь с театром?

Зоя Янышева: Нет, конечно. Я, вообще, собиралась поступать учиться на педагога. Готовилась к этому, в девятом и десятом классе ездила на лекции в МГУ.

Но в жизни всегда и во всём помогают друзья. По окончании школы две мои подружки предложили мне поступать в театральное. У меня таких планов не было, и одна я бы точно не пошла.

Мы стали пробоваться в ГИТИС, Щукинское, Щепкинское и МХАТ. В «Щуке» мне сразу сказали: «Вы – не нашей школы». Если честно, до сих пор не знаю, что это значит.

По итогам туров я проходила в ГИТИС и «Щепку» – долго выбирала между ними и остановилась всё-таки на первом. ГИТИС стал для меня прекрасным домом, в котором я выросла.

Опять же, мне невероятно повезло с потрясающими педагогами. Художественным руководителем курса был Владимир Алексеевич Андреев, у нас преподавали Ирина Ильинична Судакова, Геннадий Андреевич Косяков, Михаил Михайлович Козаков, Станислав Андреевич Любшин… Об этих людях можно говорить бесконечно! Наши преподаватели всегда были в курсе дел студентов, они знали, у кого и что случилось, переживали за каждого. Мне очень нравилось учиться.

В институте я познакомилась и со своим мужем, режиссёром Валентином Васильевичем Зверовщиковым. Думаю, что сначала мы друг другу активно не понравились, так иногда бывает в жизни (смеётся).

Фото: Камчатский театр драмы и комедии

Я? Да никогда!

– Вы преподаёте технику речи камчатским журналистам радио и телевидения. Значит, педагогом вы всё-таки стали…

– Сегодня я понимаю, что если бы не поступила в театральное, то точно пошла бы в педагоги. А вот уже из театральной жизни в преподавание меня буквально выпихнул Борис Михайлович Киркин (возглавлял Камчатский театр драмы и комедии с 1985 по 1995 год.Прим. ред.). Он сказал, что в одной из школ открывают театральный класс, и предложил мне стать педагогом, на что я ответила: «Я? Да никогда!». Но Борис Михайлович настоял: «Нет, мне кажется, вам надо попробовать». Так и начала.

Вместе с этим стала преподавать технику речи в театре, потом на радио и телевидении. Сегодня на Камчатке у меня много учеников, и я преподаю, потому что мне это интересно.

– Вокруг жизни артистов всегда витает много мифов. Развеете некоторые из них?

– Да, у меня есть некоторые, самые любимые. Например, что актёры – это богатые бездельники. После спектаклей мы садимся все вместе, делим деньги и разбегаемся по кабакам. Вообще, театр – это абсолютное беспутство и непотребства.

Но всё совершенно иначе. У нас в театре много семейных пар с большим стажем. И это понятно, кто же ещё уживётся с театральным супругом? Когда ты ищешь свои туфли, а их нет: «Ну, ты же их давно не надевала, я их в костюмерку отнёс».

Мы дружим, наша артистка Татьяна Григорьевна Артемьева – одна из моих лучших подруг. Сегодня в театре новый главный режиссёр, пока мы с ним поработали над одним спектаклем – «Калека с острова Инишмаан». Мне было комфортно, Олег Юрьевич относился очень терпеливо. Дело в том, что в спектакле мы играем в паре с Таней, а нас и по одиночке-то сложно переносить (смеётся).

И частная жизнь артиста совсем другая, не такая, какой её представляют. Взять наши поездки на гастроли, особенно раньше – это кастрюли, кипятильники, дети, собаки, попугайчики. Ну, и мы с большими чемоданами. Работаем в разных условиях, днями и ночами. Но нас сюда никто не звал – это исключительно наш выбор.

Фото: Камчатский театр драмы и комедии

Беззаветная любовь

– Вы уже несколько лет проводите в театре проект «У Никольской сопки». Расскажите его историю.

– Проект несколько лет назад придумала моя коллега, актриса Светлана Дударева. Она – огонёк по нетерпению и истовости. «У Никольской сопки» – конкурс чтецов для людей разных возрастов.

Поработав над идеей, мы начали проводить проект, прослушивать людей, кого-то из них отбирать для финала и работать с ними, как педагоги. В этом помогали и Татьяна Артемьева, и Юлия Николаева, и Екатерина Пивинская. Финал обычно проходит на пленэре – у Никольской сопки.

 Меня поражает и радует, когда взрослые люди участвуют в конкурсах и читают стихи, это замечательно. А небольшой театр в маленьком городе невозможен без просветительской миссии, как мне кажется.

Кстати, наша театральная жизнь тесно связана с библиотеками, они нам помогают со многими проектами, за что мы им невероятно благодарны. Вообще, библиотеки – это моя давняя страсть. В детстве я состояла в активе Дома пионеров на Спартаковской улице в Москве. Меня пускали в хранилище, и я всегда выбирала самые толстые книги для прочтения.

Фото: Камчатский театр драмы и комедии

– Зоя Серафимовна, вы работали в Волгоградском театре драмы, часто бываете на гастролях в других городах. Чем наш театр отличается от остальных?

– Мы живём далеко и изолированно, и поэтому Камчатский театр драмы и комедии настолько тёплый, родной и домашний. Здесь есть театральные династии, много семейных пар.

И я всегда думаю, что артисты хотя бы выходят на сцену. Но реквизиторы, монтировщики, художники, костюмеры, постижёры и все остальные из-за чего здесь? Эти люди настолько беззаветно любят театр, как, наверное, все мы – Камчатку.

Когда мы на гастролях работали в Ленкоме, заметили совершенно другие отношения в театре, жесточайшую субординацию между цехами и актёрами и даже внутри труппы.

Но здесь по-другому, мы все дружны, и наш потрясающий коллектив, и домашний театр всегда меня изумляли.

Фото: Камчатский театр драмы и комедии

Досье
Зоя Янышева родилась в Вене, выросла в Москве. Окончила Российский институт театрального искусства (ГИТИС) в 1976 году, работала в Волгоградском театре драмы, в Камчатском театре драмы и комедии служит с 1981 года. Заслуженная артистка Российской Федерации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах