"Это сейчас прокурорам платят и премиальные, и надбавки - за выслугу лет, за сложность, за напряжённость... Раньше этого не было. Следователям только ткань на мундир давали. И шили его бесплатно", - вспоминает прокурор Камчатского края Анатолий КНЯЗЕВ.
Сегодня, 10 августа, Анатолию Гавриловичу исполняется 60 лет. А накануне юбилея он встретился с журналистами...
Не та взятка
- Анатолий Гаврилович, вы не жалеете, что в своё время пошли работать в прокуратуру?
- Нет. Мне всегда хотелось работать именно в прокуратуре... Отец у меня рано умер, мама одна воспитывала шестерых детей. Нашей семье довелось столкнуться с несправедливостью общества. Простой народ в стране был защищён слабо. А прокуратура, как я понимал, является именно той структурой, которая может отстаивать права граждан.
- Как вы считаете, в современной России справедливости больше, чем было в СССР?
- Сложный вопрос. В прежние времена слово прокурора было весомее. Порой хватало одного звонка, чтобы решить какой-то вопрос. А сейчас всё решается в судебном порядке...
Думаю, и в нынешней системе многое можно было бы перестроить. Но я по долгу службы обязан выполнять те законы, которые у нас есть.
- Нередко бывает, что люди, поработав в прокуратуре, переходят в адвокатуру. Вы можете представить себя на месте адвоката?
- Нет. Я не умаляю заслуг адвокатов, но в силу своего характера не смог бы там работать.
- Вам больше нравится обвинять, чем защищать?
- А мы никого не обвиняем. Поддерживать в суде государственное обвинение - лишь одна из функций прокуратуры. Но главная наша задача - защита прав граждан. На Камчатке, например, с нашей помощью практически полностью ликвидирована задолженность по зарплате. Предоставление людям жилья, подготовка к отопительному сезону, детская оздоровительная кампания - эти и многие другие вопросы находятся под нашим постоянным контролем.
- Вы можете вспомнить какое-нибудь сложное или необычное дело из вашей практики?
- Мне запомнилось дело одной женщины, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, которую я привлекал за попытку дать взятку. Она попросила врача сделать липовую справку о тяжёлой болезни сына, чтобы того не осудили. А взамен предлагала золотые серьги. Женщина эта во всём созналась, но вину свою, тем не менее, отрицала. "Я мать, - говорила она, - и не могла поступить иначе". Я, конечно, прекрасно понимал, что это была не та взятка, за которую надо строго карать. Но чтобы закрыть дело, мне нужно было чистосердечное признание обвиняемой. Добиться его удалось с большим трудом, при содействии её адвоката.
Жить по средствам
- Анатолий Гаврилович, в 2001 году в павильоне "Мишка" на улице Пограничная убили охранника и продавщицу. За это преступление были осуждены четыре человека. Но со временем выяснилось, что убийство, скорее всего, совершили другие люди. Трое из осуждённых, тем не менее, свои сроки уже отсидели. А четвёртый, кстати ваш однофамилец Князев, до сих пор находится в заключении...
- Мне эти факты известны. Сейчас дело расследуется по вновь открывшимся обстоятельствам. И мы доведём его до конца. Хотя окончательно решение будет принимать суд.
- Несколько лет назад руководители страны обещали поставить крест на игорном бизнесе. Но сделать этого, к сожалению, так и не удалось. Игровые залы просто сменили вывески и называются теперь стимулирующими лотереями. Всё это не добавляет авторитета российской власти...
- Уверяю вас, что органы полиции десятками изымают незаконные игровые автоматы. Однако надо понимать, что не вся деятельность, связанная с их эксплуатацией, запрещена. Это один момент. Есть и второй. Я не исключаю предательства в наших рядах, так называемого крышевания. В этом направлении мы тоже работаем. Хотя в настоящее время фактов, указывающих на такие явления, не выявлено.
- Ваш предшественник Александр Войтович, который сейчас занимает пост прокурора Челябинской области, недавно с размахом отметил свой полувековой юбилей. Банкет в одном из московских ресторанов, по данным СМИ, обошёлся ему в несколько миллионов рублей. Это серьёзная сумма даже при высокой прокурорской зарплате. Как вы считаете - прокурор должен жить скромно?
- Вы имеете в виду жить по средствам? Конечно, должен. Даже обязан... Но что касается Войтовича, сколько он потратил на свой юбилей - мне не известно.
- Сотрудники камчатской прокуратуры по средствам могут себе позволить многое - отдыхать на дорогих курортах, ездить на "хаммерах" и "ленд крузерах". Как относиться к этому простым жителям региона, которым, чтобы купить такую машину, полжизни надо работать?
- Я согласен с тем, что прокуроры не должны вести себя вызывающе. У нас есть Кодекс этики прокурорского работника. Там все расписано - вплоть до того, как нужно правильно одеваться...
У меня дорогой машины нет. Но есть грузовичок - 1992 года выпуска, чтобы ездить в лес по грибы, и "Судзуки Эскудо". За границу я не летаю. Один раз был в Египте в 2003 году - мне не понравилось...
Знаете, когда я устраивался работать в прокуратуру, то думал не о деньгах. На заводе я получал 500-600 рублей в месяц. А стажёром в прокуратуре - 132 рубля. Потом стал следователем - 156-170 рублей зарабатывал. Но мне хотелось работать именно здесь. Не из-за денег. Это сейчас в систему оплаты входят и премиальные, и надбавки - за выслугу лет, за сложность, за напряжённость. Зарплата состоит из многих критериев. Мне ещё за учёную степень немного доплачивают, за звание "Почётный работник прокуратуры". А раньше этого не было. Следователям только ткань на мундир давали. И шили его бесплатно. А помощникам прокуроров и шить приходилось за свой счёт. Но что теперь это обсуждать? Думаю, главное для прокурорских работников - жить на честно заработанные средства.
- Сколько сейчас получает начинающий сотрудник прокуратуры?
- Юрист третьего класса, если у него нет выслуги лет, зарабатывает, я думаю, в пределах 40 тысяч рублей.
Хорошие песни
- Вы слушаете песни в жанре "русский шансон"?
- Да. Они жизненные. Даже если герои в них отрицательные, у народа хорошее к ним отношение... "Владимирский централ" - располагающая, бодрящая песня.
- А хобби у вас есть?
- Моё хобби, можно сказать, в запущенном состоянии. Раньше я занимался фотографией. Их тогда самому приходилось делать - с проявителем, закрепителем. Мне нравился этот процесс. Я ночью закрывался в ванной, чтобы никто не мешал.
- Отпуск вы где обычно проводите?
- Чаще всего - на Камчатке. Один раз съездили с женой в Сочи на 10 дней и один раз в Египет. В этом году, наверное, на пару недель слетаем к дочкам во Владивосток. Они у меня в аспирантуре учатся.
- Если не секрет, сколько времени вы отмерили себе для работы в прокуратуре?
- У нас закон отмерил, что предельный возраст службы - 65 лет. Потом могут ещё по году продлевать - до 70...
- Когда оставите службу, чем планируете заниматься?
- Я защитил кандидатскую диссертацию, преподаю по субботам в университете. Может, преподаванием и займусь более плотно. В бизнес, во всяком случае, не пойду. Нет у меня к этому задатков.
- А с Камчатки не переедете?
- Я для себя определил: если дочери останутся во Владивостоке, когда выйду на пенсию, к ним поеду. А если захотят вернуться, здесь останусь. С годами, как говорится, я уже прирос к Камчатке...
ДОСЬЕ
Анатолий КНЯЗЕВ родился 10 августа 1951 года. В органах прокуратуры работает с апреля 1983 года. 8 ноября 2006 года назначен прокурором Камчатской области. Кандидат юридических наук, почётный работник Прокуратуры РФ, награждён знаком "За безупречную службу".
Женат, четверо детей. Старшая дочь работает федеральным судьёй в Вилючинске, сын - сотрудник службы безопасности Центробанка. Младшие дочери-близнецы - юристы, учатся в аспирантуре.