Примерное время чтения: 5 минут
75

Как сказать ребёнку "нет"?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 02/08/2011

Иногда в магазинах приходится наблюдать следующую картину: ребёнок закатывается в истерике у прилавка с чем-то интригующе ярким и сладким: "Купи!". В такой ситуации каждый родитель поступает по своему усмотрению. Кто-то наказывает дитя за крик и непослушание, вызывая осуждение со стороны окружающих, а кто-то "сдаётся" в неравном бою...

Чем чревато для детской психики неграмотное поведение родителей и как всё-таки правильно сказать ребёнку "нет"? Об этом мы поговорили с ведущим специалистом психологического центра "Ариадна", кандидатом психологических наук, доцентом Мариной ФРИЗЕН.

Немного покричать

- Марина Александровна, что делать, если ребёнок игнорирует запреты родителей?

- Во-первых, мы всегда должны понимать, что ребёнок ведёт себя так или иначе не потому, что он плохой, а потому, что мы его так воспитали. И не нужно думать, что ребёнок взял пример с каких-то там плохих детей или мультяшных персонажей. Опыт взаимодействия усваивается, прежде всего, в семье, с первых дней жизни. Поэтому родителям нужно как можно раньше объяснить малышу, что в мире существуют запреты, какие-то вещи делать можно, а какие-то - нет.

Конечно, не стоит ограничивать природную любознательность, но если малыш лезет в розетку, берёт кружку с горячим чаем, то слово "нельзя" просто необходимо. Но запреты нужно правильно преподносить. Уже в 6 месяцев ребёнок должен видеть и слышать поведение "сердитой мамы": он учится понимать мимику, интонацию, соотносит их с ситуацией.

Критический момент наступает в год. До этого возраста мы предугадываем желания ребенка и осуществляем до того, как малыш успеет их почувствовать: кормим по времени, покупаем игрушки, о которых он не знает - и не может их хотеть. Но в год он хочет всё исследовать и часто берёт то, чего брать не следует: мусор, острые предметы. Вот тут на него и начинают сыпаться родительские запреты. Здесь очень важно быть принципиальным, если сказали "нельзя", то не разрешать ни в коем случае. Если же вы пошли у ребёнка на поводу, если он понял, что нужно немного покричать - и ему дадут всё, что он хочет, готовьтесь к постоянным истерикам и слезам. Он это делает неосознанно, просто выбирает эффективную форму поведения. Ребёнок ещё слишком мал, чтобы делать специально, назло, это взрослые дали ему повод так себя вести.

- С какого возраста ребёнок начинает осознавать значение слов "дорого-дёшево"? На ваш взгляд, можно ли пользоваться таким аргументом?

- От родителей зависит, когда ребёнок сможет понять, что такое деньги, что такое дорого и дёшево. Но произойдет это не ранее трёх лет. Таким аргументом пользоваться, безусловно, можно: пусть ребёнок учится понимать, что такое семейный бюджет. Обсуждение финансового аспекта семейной жизни позволит ему почувствовать себя участником "взрослых дел" семьи, понять, что всё, что у него есть, берётся не просто так, это зарабатывается. Ребёнок будет бережнее обращаться с игрушками и одеждой, уважать труд других людей. Ну а считать - это всегда полезно для развития ребенка!

Стараюсь договориться...

- Что делать, если ребёнок в магазине упал на пол и требует что-то купить?

- Лёжа на полу, дрыгая ногами, малыш возвращается в счастливое младенчество, где он так же лежал, плакал - и взрослые торопились выполнить все его желания. В крайней форме поведение ребенка принимает характер гипобулического припадка. Припадком такая форма поведения называется, конечно же, условно. Тем не менее от подобных истерик нельзя просто отмахиваться - сильный плач очень вреден, поскольку разрушает психику. Последствием психологического потрясения может стать нарушение сна, аппетита, речи, контроля за туалетом... Попытайтесь понять: ребёнок действительно в состоянии припадка или "разыгрывает спектакль"? Возьмите его на руки, прижмите к себе. Не пытайтесь ничего объяснять малышу в момент рыданий - он всё равно не понимает ваших слов. Просто говорите ласковым тоном, по возможности выйдите из магазина или кафе на улицу. Во время смены пространства ребёнок переключится. Поощрите его за то, что он успокоился. Дайте "взрослое" поручение: перевести вас через дорогу, подержать пакет...

Помните, что гипобулические припадки - явление временное. Не идите у ребенка на поводу - и вы увидите, что он отбросит такую форму поведения как неэффективную.

- А к чему может привести привычка ребёнка получать всё и сразу?

- Получая всё и сразу, ребёнок не научится ценить ни вещей, ни усилий людей, дающих ему эти вещи. Ожидание, понимание невозможности покупки, прогулки, поездки развивают у ребёнка терпение, умение соподчинять мотивы: вот уберу игрушки - и тогда смогу смотреть мультики, не буду драться - и тогда со мной будут играть другие дети...

Если у ребёнка нет ограничений, в будущем его ждёт разочарование, ведь в школе, во взрослой жизни - масса неудач и сложных моментов: нужно формировать у малыша психологическую основу для преодоления самых разных проблем в будущем.

- Вы сами как поступаете, когда дети не слушаются?

- По ситуации. Если на плите горячая сковорода, а дети влетают на кухню с мячом, я достаточно жёстко выпроваживаю их. Некогда уговаривать, когда на плите горячее масло. А вообще, я всегда пытаюсь с детьми договориться - они имеют право на то, чтобы их желания уважали.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах