15 июля в небольшом выставочном зале по Космическому проезду, 5, открылась скромная по количеству и размеру экспонатов, но богатейшая по содержанию культурного наследия выставка произведений традиционного искусства коренных жителей Камчатки.
Праздник нерпы
"Хранители нитей жизни" - так романтично назвали выставку организаторы. От аналогичных экспозиций в других музеях этот вернисаж отличается одним: все выставочные образцы - из частных коллекций. И ещё: возле каждого стенда, где под стеклом разворачивают сказочное былинное действо филигранные костяные фигурки и загадочно смотрят деревянные маски, стоял... их автор, который раскрывал перед посетителями нехитрые секреты мастерства.
Мастер-косторез Егор Чечулин родом из села Анапка, из племени алюторов. С раннего детства впитывал он в себя традиции народа, оленеводов и рыбаков. После окончания школы работал киномехаником и ездил по оленеводческим звеньям всего Карагинского района. В советские времена совхозное стадо насчитывало 24 тысячи оленей против 3,5 сегодняшних. Именно тогда Егор стал заглядываться на бытовую утварь, изготовленную народными мастерами на стойбищах - в тундре всё делали вручную. И вскоре сам стал вырезать табакерки, ложки, игольницы, игрушки для детей... Ножи - особая статья, без ножа в тундре - никуда. Костяные ручки должны быть красивыми, каждая - с уникальным национальным корякским узором.
- Во время праздника нерпы есть обряд возвращения души животных, - рассказывает Егор маленькой посетительнице выставки, - мы их не убиваем, а приглашаем в гости. Веточку ольхи связывают со священной травой лаутен, в которую заворачивают кусочек жира нерпы, и бросают в огонь. Это как исповедь, или очищение души охотника и возвращение души нерпы.
Егор Чечулин - неоднократный участник и лауреат выставок народного творчества в Хабаровске, Якутске, Москве. Он окончил Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга по специальности педагог-психолог, регулярно даёт мастер-классы детям, долгое время работал режиссёром клубных мероприятий в Камчатском музыкальном училище. Сейчас резьба по кости и дереву - основное его занятие.
Добрые маски
Учителем Александра Притчина, мастера по изготовлению ительменских масок и жанровых костяных фигурок, тоже была жизнь. Хотя толчок творчеству дали работы Чечулина. Александр Борисович начал делать свои фигурки в зрелом возрасте - в 37 лет. Основные материалы Притчина - олений рог и дерево. Главные герои коллекции фигурок Притчина - его знакомые, родные, оленеводы, рыбаки, звероловы. Есть и представители камчатской фауны. И маски - для изгнания злых духов. Но маски выходят у Александра Притчина не злые, а добрые. "Потому что я сам добрый и хочу передать свою любовь всем людям!" - говорит мастер.
Возле деревянных оленьих нарт их изготовитель Сергей Такъявнин показывает посетителям особенности конструкции. Сергей - тоже самоучка, всё его образование - 8 классов плюс врождённый талант мастерить что-то руками. Нарты - хобби Сергея, потомственного оленевода родом из Пенжинского района. Его мама и сейчас рыбачит на побережье Берингова моря, а сорокалетний Сергей промышляет летом рыбалкой, а зимой работает на стройках. В свободное время продолжает делать сувениры и подарки из дерева, немного - из кости. В последнее время увлёкся изготовлением статуэток из гипса. А нарты готовит, в основном, для выставок. И большинство своих моделей просто дарит - на радость людям.
Авторские работы Татьяны и Савелия Голиковых представил на выставке их сын Алексей. В корякских традициях - изготовление женщинами предметов быта и одежды из мягких тканей, кожи и меха. В семье оленеводов Голиковых было 13 детей, и Алексей помнит своё детство в меховых палатках - ярангах, среди табуна оленей. Мама шила меховую одежду, амулеты, сумочки из оленьей и рыбьей кожи, украшая их подвесками из отбелённых позвонков лосося. Мастерство она переняла от бабушки - эти секреты передавались из поколения в поколение. А отец делал ремни из кожи и меха, и тоже непростые - украшенные шлифованными оленьими копытами.
Семью переселили в карагинское село Ильпырь, когда Лёше пошёл пятый год. Мамы уже не стало, но её национальные расписные костюмы до сих пор украшают выставки. А отец и сейчас свои знаменитые ремни делает. Алексею 34 года, он работает водителем грузовика и посильно продолжает традиции предков: делает корякские амулеты.
Эту трогательную выставку организовали энтузиасты традиционного камчатского искусства ручной работы: Игорь Воронцов, Стас Преображенский, Дмитрий Пасенюк, Татьяна Романова. Выставка продолжит свою работу до 1 августа.