Росстат недавно опубликовал рейтинг самых дорогих городов страны. Петропавловск занял в нём почётное третье место. Впереди только чукотские Билибино и Анадырь...
На Камчатке эта информация вряд ли кого-нибудь удивит. Людям, которые здесь живут, и без рейтингов понятно, что цены на рынках и в магазинах давно превысили все разумные пределы. И, тем не менее, имеют свойство расти. Власти это явление легко объясняют. Мол, товары у нас в основном привозные, железнодорожного сообщения с полуостровом нет, а авиационное - влетает в копеечку, поэтому и стоимость жизни дороже, чем на материке.
Найти выход из положения можно было бы при помощи морского транспорта. Но... Камчатка, как любят говорить чиновники, - регион особый. Очевидно, поэтому услуги нашего торгового порта, который они гордо именуют морскими воротами края, стоят в несколько раз выше, чем услуги других портов страны.
Цены выше рыночных
...Обработка 20-футового гружёного контейнера в Приморье (порт Ванино) обходится в 749 рублей; в Магадане - в 939 рублей, в Петропавловске - в 8 тысяч 668 рублей. По словам предпринимателей, чтобы просто выгрузить контейнер с борта судна на камчатский берег, нужно заплатить больше денег, чем за его доставку от Москвы до Владивостока. Подобная ситуация выглядит абсурдно, особенно если учесть, что по закону тарифы на погрузку-выгрузку и другие портовые услуги регулируются государством. Но в Петропавловске, судя по всему, плевать хотели на это регулирование. Камчатские цены превышают предельные госрасценки в 5-8 раз.
Властям это прекрасно известно. Деятельность торгового порта неоднократно проверялась антимонопольной службой. УФАС даже удалось раскрыть нехитрую схему, которая позволяет портовому руководству, используя лазейки в законах, удерживать тарифы на заоблачной высоте. Сделать это, как выяснилось, не просто, а очень просто...
Раньше погрузкой-выгрузкой и хранением грузов в порту занимались две компании - ОАО "ПКМТП" и ООО "Владкам". Государство установило тариф именно на услуги этих двух организаций. И они его не нарушили. Они просто перестали работать. А оборудование и технику передали в пользование дружественному предприятию - ООО "Терминал". Теперь "Терминал" с успехом оказывает в порту различные услуги по ценам, которые в разы выше государственных.
Все эти операции были подробно отражены в отчёте Камчатского УФАС. Однако ситуация с тарифообразованием в порту по сей день не изменилась. И в том, что когда-нибудь она изменится, откровенно говоря, нет уверенности.
Депутат и председатель
...Долгие годы на глазах многочисленных контролирующих и проверяющих органов предприниматели платят нереальные деньги за то, чтобы войти в камчатские морские ворота. Но власти почему-то смотрят на это сквозь пальцы. Только антимонопольное ведомство периодически изображает активность. Оно находит нарушения, выдаёт предписания и с чувством исполненного долга замолкает на несколько лет. А порт всё это время работает как ни в чём не бывало.
Озабоченность антимонопольщиков разделяет прокуратура. Заместитель прокурора города Дмитрий Мельников в телефонном разговоре с журналистом "АиФ-Камчатка" даже похвалил нас за то, что мы решили поднять на страницах газеты актуальную тему. Но добавил, что прокуратура этой проблемой пока не занималась. Руки, видимо, не доходили...
Учитывая стоимость услуг в торговом порту, можно предположить, что предприятие активно развивается и процветает. На самом деле это не так. Открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" находится в предбанкротном состоянии. Зато процветает его председатель совета директоров, депутат Законодательного собрания Камчатского края, член фракции "Единая Россия" Александр Иванчей.
На сессиях, правда, его можно увидеть нечасто. И это понятно. У Иванчея и без того дел хватает. Он является одним из самых обеспеченных людей Камчатки, совладельцем туристических и строительных компаний, торговых центров, "Владкама", "Терминала" и много чего ещё. Ему принадлежат большие дома и обширные земельные участки на Камчатке и в Краснодарском крае. Хотя когда Александр Фёдорович возглавил порт в 1995 году, ничего этого у него не было. Выходит, что, используя портовской ресурс, Иванчей стал очень богатым человеком, жителей Камчатки сделал немного беднее, а порт и вовсе поставил на грань разорения. Эффективный современный менеджер - ничего не скажешь...
Р. S. Получить комментарии от Александра Иванчея нам, к сожалению, не удалось. Редакция готова предоставить ему возможность изложить свою точку зрения.