Примерное время чтения: 10 минут
93

"Меня предали и продали. Но я не сдамся"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2009

Михаил Пучковский - самый известный в Петропавловске оппозиционный политик. На выборах главы краевого центра в марте этого года он занял второе место, чуть уступив действующему мэру Владиславу Скворцову.

В жизни Пучковского после выборов многое изменилось. Его уволили с муниципальной службы, а городское управление социальной защиты, которое он возглавлял, расформировали. Сейчас Михаил Леонидович - безработный. Он живет в поселке Дальний, готовит к зиме свое обширное приусадебное хозяйство. Но при этом находится в курсе политических событий. В деятельности местных властей его не устраивает очень многое.

- На мой взгляд, городом руководят не только администрация, но и ряд предпринимателей, для которых приоритетом является личная выгода, - начал беседу с журналистом "АиФ-Камчатка" М. Пучковский. - Из Петропавловска ежегодно вывозят миллиарды рублей, а вкладывают в него - крохи. Это не удивительно. Ведь коммерсанты, приближенные к власти, да и многие высокопоставленные чиновники давно обзавелись недвижимостью за пределами полуострова. Поэтому их проекты часто нацелены отнюдь не на развитие города. Возьмите широко разрекламированный ремиксер. Чтобы обеспечить его работу, были взяты огромные кредиты. Скворцов публично заявлял, что создает чуть ли не новую отрасль производства. И чем все это закончилось?

Сейчас ремиксер пылится где-то под забором, отремонтированные им дороги развалятся через год-полтора. А миллиардные долги останутся, и отдавать их придется нам с вами.

Сегодня много говорят о строительстве на государственные деньги физкультурно-оздоровительного комплекса. Начальники разных уровней рассказывают, что партия и правительство проявляют заботу о здоровье горожан. Но у меня другое мнение на этот счет. В поселке Дальний накануне перестройки был построен спортзал. На Камчатке это было одно из самых современных спортивных сооружений. Казалось бы, сам Бог велел проводить в нем соревнования, открывать спортивные секции. Но наши власти поступили иначе - продали зал какому-то коммерсанту, который, по моим данным, уже переоборудовал его под склад. Так у нас заботятся о здоровье - не на словах, а на деле...

Примеры бесхозяйственности можно приводить долго. Наиболее ценные муниципальные объекты продаются, причем недорого. Как это произошло со зданием магазина "Российская книга", которое вполне можно было сдавать в аренду за хорошие деньги. А недавно мне стало известно, что администрация избавилась от 50 действующих терминалов моментальной оплаты. Зачем? Ведь они приносили прибыль в городскую казну. По мнению чиновников, терминалы невыгодны. Но почему же тогда коммерсанты их покупают?

Мой штаб разбежался

- Михаил Леонидович, у вас была реальная возможность изменить ситуацию в городе. Вы находились в шаге от победы на выборах. Но после первого тура почему-то остановились. Создавалось впечатление, что вы и не собирались побеждать.

- Это не так. Боролись мы до последнего. Но, возможно, просто недооценили соперника. Я, например, не ожидал, что против меня будет работать практически вся административная машина Камчатского края. Наши агитационные листовки арестовывали, наших людей держали в кутузках, меня постоянно вызывали в милицию - брали какие-то показания. Телевизионные каналы даже за деньги отказывались ставить наши рекламные сюжеты. Был случай, когда какие-то братки угрожали рабочим, размещающим на здании "Авангарда" предвыборный плакат. Бандитов нам удалось отогнать. Но вслед за ними появился ОМОН с автоматами...

Давление было очень серьезным, и, к сожалению, не все наши сторонники его выдержали. Я баллотировался от "Справедливой России". А руководство Камчатского отделения этой партии во главе с Юрием Николаевичем Гринем практически полностью подотчетно "Единой России". Поэтому, когда я вышел во второй тур и стало понятно, что мои шансы на победу высоки, половина предвыборного штаба разбежалась. А часть людей, которые остались, просто сдавали информацию конкурентам. Меня продавали "оптом и в розницу". Вокруг было столько предателей, что я толком не знал, на кого могу опереться...

- Сняться с выборов "по-хорошему" вам не предлагали?

- А как же без этого? Некоторые камчатские вожди меня плотно обрабатывали, сулили очень большие деньги.

- Сколько?

- Я не буду озвучивать сумму. Но мне и моей семье этого хватило бы до конца жизни. И детям бы еще осталось...

Однако когда я отказался, меня решили стереть в порошок, чтобы все поняли: инакомыслия на Камчатке быть не может. И, я думаю, они своего добились. Теперь вряд ли найдется сумасшедший, который рискнет бросить вызов действующей власти.

- Нынешний раскол в Камчатской ячейке партии "Справедливая Россия" как-то связан с результатами выборов?

- Он связан с тем, что в нынешнем виде региональное отделение "Справедливой России" является чем-то вроде филиала "Единой России". И моих партийных оппонентов тихая и спокойная жизнь под крылом у партии власти устраивает.

Приведу свежий пример. На выборах главы Усть-Большерецкого района "Справедливая Россия" выставила своего кандидата. Я предложил ему создать коалицию с бывшим главой района Антипиным. У них, в этом случае, были бы отличные шансы на победу. Но кандидат сказал, что не собирается побеждать, так как его задача - занять второе место.

- А вы считаете себя победителем выборов или проигравшим?

- Конечно победителем. Даже по официальным данным, на территории Петропавловска за меня проголосовало больше людей, чем за Скворцова. Формально он выиграл только за счет голосов, которые пришли от экипажей кораблей, находившихся на промысле. Как там было организовано голосование - мне примерно известно. У меня родственник во время выборов был в море. По его словам, капитан судна получил радиограмму от руководства компании. В ней сообщалось, что если экипаж проголосует за Пучковского, останется без премиальных...

Стоп, ребята!

- Михаил Леонидович, вас часто сравнивают с бывшим руководителем области Михаилом Машковцевым. Когда он еще не был губернатором, то тоже обвинял камчатские власти в некомпетентности, шел на выборы под лозунгом "Я знаю как".

- Я не хочу говорить о Машковцеве ничего плохого. Но, на мой взгляд, мы с ним абсолютно разные люди. Михаил Борисович - скорее, теоретик, чем практик. Я же всю свою жизнь занимался производством и сельским хозяйством. Долгое время работал в совхозе "Петропавловский" и, поверьте, был не худшим сотрудником. У меня и сегодня большое приусадебное хозяйство - коровы, овцы, кони, куры, гуси. Какую бы должность я ни занимал, всегда, вернувшись с работы, я вкалываю на своем участке. У меня такой жизненный принцип - каждый день я должен что-то сделать своими руками.

Но это только одна сторона вопроса. Есть и другая. Когда я проводил предвыборную агитацию, то побывал на многих предприятиях нашего города. Встречался и с учителями, и с дорожниками, и с вулканологами, и с коммунальщиками. Они задавали мне самые каверзные вопросы. И никто не может сказать, что на каком-то выступлении я прокололся, проявил некомпетентность.

Кстати, недавно меня вызывали на беседу несколько депутатов-миллионеров из краевого Законодательного собрания. Говорят мне: "Какой из тебя градоначальник?" Я им ответил: "Стоп, ребята!.. А судьи кто? Если вы такие умные, почему же мы так хреново живем?" Меня пытались попрекнуть тем, что, возглавляя управление социальной защиты, я распоряжался бюджетными деньгами. Но что в этом зазорного? Да, я распоряжался деньгами, но я их не воровал. Средства, которые к нам поступали, я отдавал малоимущим. Хотя другие руководители горадминистрации тратили их по-другому: летали в загранкомандировки, брали в лизинг ремиксер.

- Сегодня политическая и экономическая жизнь в городе бьет ключом. Депутаты единогласно отменили прямые выборы мэра, администрация пытается сделать горожанам перерасчет. По мнению чиновников, мы слишком мало платим за коммуналку...

- Перерасчет - это преступление. Задолженность населения уже сегодня составляет один миллиард 900 миллионов рублей. И она будет расти. Потому что администрация города, на мой взгляд, лоббирует интересы определенных корпораций.

Да и отмену выборов я не поддерживаю. Глава города должен быть подотчетен населению. Иначе он может оторваться от реальности. Как это произошло с Владиславом Васильевичем Скворцовым. Ведь он был уверен, что наберет на выборах 70 % голосов. Но горожане вернули его на землю с небес. Отлучение людей от выборов - большая ошибка. Когда котел с водой кипит, удерживать руками крышку, чтобы не выпускать пар, бесполезно.

30 тысяч за бутылку

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в городе?

- Как очень сложную. Нам еще повезло, что экономический кризис, по сути, обошел нас стороной. Иначе нам было бы совсем тяжко, ведь даже продукты в Петропавловске, в основном, завозные. А местным сельхозпроизводителям свою продукцию продавать негде. Все рынки оккупировали перекупщики, которые накручивают цену в два-три раза. Что уж там говорить, если даже свежую рыбу в краевом центре невозможно найти по приемлемой цене. Хотя в других регионах ситуация иная. В Мурманске, например, для пенсионеров и малоимущих килограмм самой дефицитной рыбы стоит не больше 15 рублей. Потому что там каждое рыбодобывающее предприятие сдает часть улова по себестоимости в социальные магазины. У нас же на эту тему пока слышны одни разговоры...

Расскажу вам один интересный случай. Когда я работал в управлении соцзащиты, то обратился к одному рыбному олигарху с просьбой оказать управлению спонсорскую помощь. Знаете, что он ответил? "Я, - говорит, - вчера был в Паратунке, видел, как очень большой городской начальник пьет коньяк по 30 тысяч рублей за бутылку. А я покупаю коньяк - за 10 тысяч, платить больше - доходы не позволяют... Так что ты не по адресу пришел деньги просить".

- Михаил Леонидович, вы сейчас безработный, человек свободный. Чем планируете заниматься?

- За недельку-другую подготовлю к зиме свое приусадебное хозяйство. А потом вернусь к активной политической жизни. После выборов я был в Москве, встречался с Сергеем Михайловичем Мироновым, другими руководителями страны. Меня включили в Центральный комитет партии "Справедливая Россия", предлагали очень хорошие должности за пределами Камчатки. Но я отказался. Не хочу уезжать...

Когда меня уволили с работы, старики, инвалиды сидели и плакали прямо в здании нашего управления. А это дорогого стоит. Я не могу их оставить...

Так что будем работать. Для начала наведем порядок в Камчатском отделении "Справедливой России". А потом начнем бороться за власть, участвовать в выборах и побеждать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах