Примерное время чтения: 15 минут
107

"Меня не за что арестовывать"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 19/01/2010

На прошлой неделе гостем пресс-центра "АиФ-Камчатка" стал глава Петропавловска Владислав Скворцов.

В последнее время на страницах еженедельника было опубликовано немало критических материалов о деятельности городской администрации. Но надо отдать должное Владиславу Васильевичу. Он не затаил обиду на журналистов, а, напротив, согласился ответить на все наши вопросы.

Горожане любят сказки

- Владислав Васильевич, вам не кажется, что главой города в 2009 году вы стали не совсем справедливо. Известно, что на территории Петропавловска большинство голосов набрал Михаил Пучковский. И только на морских участках ваш перевес был высок. Есть основания полагать, что на моряков оказывалось давление...

- Слово "справедливость" применительно к выборам не может иметь двух толкований. Победа даже с перевесом в один голос является абсолютной и безусловной.

Что касается избирательной кампании, то мы можем только сожалеть о том, как она проходила. Мне очень грустно осознавать, что явка на выборах была невысокой. Многие жители города проявили равнодушие, неуважение и недоверие к власти, которую они избирают. Жизнь показывает, что горожане очень любят красивые сказки и золотые горы в обещаниях популистов. А мне приходилось говорить правду и только правду даже на встречах с избирателями. Видимо, не всем понравились мои слова о том, что наша жизнь будет нелегкой. Конечно, на итогах выборов сказались и эмоции населения, накопившиеся в чрезвычайно снежную зиму.

Однако факт остается фактом - партия "Единая Россия" и я, как ее представитель, победили.

- Результаты на морских участках, где вы выиграли с подавляющим перевесом, не вызвали у вас удивления?

- Я моряк и думаю, что люди, которые ходят в море, ответственнее относятся к решению многих вопросов. Они менее эмоциональны по сравнению с теми, кому не известно, что такое опасность, что такое сложная и тяжелая работа. Я не удивлен, что моряки меня поддержали.

- В августе прошлого года вы были одним из инициаторов отмены прямых выборов мэра. Хотя ранее публично поддерживали именно прямые выборы. Почему изменили свою точку зрения?

- Когда осенью 2008 года спонтанно возникла идея отмены выборов, общество будоражили слухи о роспуске городской думы, это было не просто опасно, а преступно. Оставить на зиму город без депутатского корпуса - безрассудство...

Вопрос был отложен, и в течение полугода я проводил консультации с ведущими юристами, с депутатами Государственной думы. В определенном роде последняя избирательная кампания показала, что мнение народа иногда может привести к тяжелейшим последствиям и страшным ошибкам. Непрямые выборы сегодня представляются мне более безопасными с точки зрения их последствий.

- Устав Петропавловска принимался на референдуме. Однако когда его изменяли, чтобы отменить всенародные выборы, мнение населения спрашивать не стали. Вы посчитали, что люди могут проголосовать неправильно?

- Не мы посчитали, а юристы, специалисты по местному самоуправлению. По их мнению, изменение устава не является вопросом местного значения, а значит, выносить его на референдум - незаконно.

- Но в других городах подобные референдумы проводились...

- Я поддерживаю идею референдума, но комментировать этот вопрос не хочу. Потому что он уже снят с повестки дня. Все решения приняты и утверждены. И сейчас надо думать над тем, как эффективно выстроить систему управления городом в новых условиях.

22 тысячи за метр

- За какую сумму было продано бывшее помещение станции "Скорой помощи"?

- Если мне не изменяет память, город получил около 26 млн рублей.

- Выходит, что цена квадратного метра в старом капитальном здании на проспекте Карла Маркса составила примерно 22 тысячи рублей. Новое здание на Горизонте было куплено за 76 млн рублей, цена квадратного метра в нем - порядка 47 тысяч...

- В чем привлекательность старого здания "Скорой помощи", я, честно говоря, не знаю. Условия, в которых там работали люди, на мой взгляд, были чудовищными. Помещение нужно было капитально ремонтировать. Но мы посчитали, что выгоднее построить новое здание. И оно было построено по современным технологиям с соблюдением строительных требований, норм и регламентов.

- Вы считаете нормальным, что цена квадратного метра в новом здании более чем в два раза выше, чем в старом - капитальном?

- Его стоимость всего лишь 76 млн рублей. За какие еще деньги можно построить в городе здание площадью 1500 квадратных метров с полной отделкой?

- Квадратный метр в дорогих монолитных домах продается за 40 тысяч рублей ...

- Столько стоят голые стены. А отделка стоит достаточно дорого. Мне бы не хотелось это обсуждать. Давайте доверять мнению строителей и специалистов... Я считаю, что приобретение нового здания "Скорой помощи" - одно из реальных достижений городской администрации. При покупке здания мы прибегли к законным и рыночным инструментам: и купили здание, объявив конкурс, и продали старые помещения на аукционе. И место для станции выбрано не случайно - рядом с удобной транспортной развязкой и медицинским автохозяйством, в котором тоже был сделан ремонт.

Нет денег - нет приборов...

- Проверка Счетной палаты установила, что в 2007 году муниципальное предприятие УМИТ закупило приборы учета тепловой энергии за 18 млн рублей, а затем продало их другому муниципальному предприятию "Горсеть" за 34 млн рублей. В результате этой операции город потерял порядка 16 миллионов...

- Думаю, что первая сумма представляет собой продажную цену приборов, вторая - фактический объем средств, направленных на их покупку. Это совершенно разные вещи, которые нигде в мире не совпадают. Потому что обычно на покупку оборудования в серьезных объемах берут кредиты. Если нет возможности кредитоваться, мы пользуемся услугами лизинговых организаций. Это разумно, если экономический эффект от сделки превышает затраты.

- Какой экономический эффект был от закупки для стадиона "Спартак" искусственного льда, который сейчас пылится где-то на складе...

- Если говорить о промахах администрации, а они существуют, то искусственный лед - колоссальный промах. К сожалению, есть предприниматели, ставшие политиками, которые в свое время заявляли, что хотят профинансировать проект. Но в самый ответственный момент передумали. Тем не менее, я думаю, искусственный лед будет востребован.

- Вернемся к приборам учета. Их оборудовали на 98 домах. Было установлено, что жильцы потребляют меньше тепловой энергии, чем прописано в нормативах. Однако еще в течение года с жителей брали деньги именно по нормативам. В результате они переплатили более 45 млн рублей.

- Я не готов сейчас говорить о конкретных цифрах, но могу объяснить сущность подобных сделок. Конечно, очень просто было бы взять в бюджете деньги, купить приборы учета и установить их. Но использовать эту идеальную схему у нас, к сожалению, невозможно. Потому что в бюджете нет таких денег. Мы нашли иную форму. Когда мы устанавливаем на дом прибор учета, он показывает разницу между нормативной величиной и реальным потреблением тепла, которое обычно бывает меньше. Однако жители продолжают платить по нормативу до тех пор, пока прибор не окупится.

- Но в данном случае "Горсеть" отдала за приборы 34 млн рублей, а жители только за один год переплатили 45 миллионов...

- Я повторюсь, что поскольку формат нашей встречи не предполагал подготовки к ответам на конкретные вопросы, я не могу оперировать цифрами, но обязательно их вам предоставлю. Но давайте исходить из того, кто приобрел, кто пострадал в результате этой сделки и куда делись деньги? Как вы считаете, жители пострадали?

- Они страдали многие годы, когда платили по нормативам за те услуги, которые им не предоставлялись...

- Можно занять и эту позицию. Но жители, в первую очередь, сами должны быть заинтересованы в экономии средств. Однако они этим не занимаются. Поэтому мы придумали формулу, позволяющую решить проблему. Во всей стране сегодня никто так не делает. Приборы учета ставятся за бюджетные деньги, там, где эти деньги есть. А где нет средств, нет и приборов. Мы же без использования средств бюджета решаем вопрос, при этом там, где приборы окупились, жители начинают платить меньше.

- Когда на дома устанавливаются приборы учета, как правило, выясняется, что раньше жители переплачивали за отопление. Почему в нашем городе завышенные нормативы?

- Я считаю, что жители не столько переплачивают, сколько слабо экономят. А нормативы у нас не завышены, а даже занижены в значительной степени. И рассчитываются эти нормативы не по моему волеизъявлению. Существует форма, утвержденная постановлением правительства...

- Но ведь у нас это постановление не соблюдают...

- В течение долгого времени мы спорили и даже судились с энергетиками для того, чтобы привести нормативы к более или менее разумным величинам...

Многие спорные вопросы удалось урегулировать. Мы устанавливаем нормативы по правилам, которые приняло правительство.

Заложники ЖКХ

- Услуги "ГВС из системы отопления", по закону, не существует...

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) рекомендует в случаях, когда жильцы получают ГВС из батареи, брать с них деньги только за подпиточную холодную воду. Если бы у нас прислушались к этим рекомендациям, то мы платили бы за ГВС из отопления в 10 раз меньше, чем сейчас платим...

- Обсуждать эту проблему непросто. Наличие в Петропавловске ГВС из системы отопления - проблема, созданная строителями города много лет назад. Сегодня по этой причине у нас получается большой сверхнормативный расход тепла, и все мы переплачиваем колоссальные деньги.

Но дело в том, что тарифы на тепло и горячую воду формируются в едином комплексе, исходя из затрат энергоснабжающих организаций.

Можно, конечно, сделать ГВС дешевле, а отопление или электроэнергию - дороже, можно поступить наоборот. Но от перемены мест слагаемых сумма все равно не изменится...

На мой взгляд, выгоднее максимальный объем затрат поставить туда, где можно экономить. На отоплении, например, сэкономить сложнее всего. Поэтому логичнее перенести нагрузку в расчетах на поставки ГВС. Тем более что в случае с двухтрубной системой это создает более веские предпосылки для ее перевода в четырехтрубную систему. В будущем можно предполагать, что перевод двухтрубной системы в четырехтрубную станет не только социально важным проектом, но и экономически эффективным.

- Понятно, что энергетики вырабатывают и тепловую, и электрическую энергию. А население должно компенсировать их затраты. Но беда в том, что на производство определенного количества тепла тратится, условно говоря, миллион рублей. До наших домов доходит только половина произведенной энергии, а половина теряется где-то в пути. Однако с нас требуют, чтобы мы заплатили энергетикам в полном объеме...

- Согласен. Такая проблема существует. Однако нужно признать, что именно недофинансирование энергетики привело к тому, что трубы стали такими дырявыми. И латать их бесплатно никто не будет. У энергокомпаний же, с одной стороны, нет средств, чтобы сократить потери тепла, с другой - нет стимула. Ведь то, что они сэкономят, у них завтра срежут с тарифа...

Сегодня все мы являемся пленниками коммунальной системы. Вырваться из этого плена можно несколькими способами. Уехать в теплые края и платить не за отопление, а за кондиционирование и охлаждение. Что, между прочим, дороже. Можно купить частный дом и жить в нем. А можно почувствовать себя собственником многоквартирного дома и вместе с соседями решать вопросы энергосбережения.

Заложниками остаются малообеспеченные граждане. Но они защищены государством и не будут платить за коммуналку больше 22 % от совокупного дохода семьи. Я выскажусь жестко, но больше всех о высоких тарифах говорят обеспеченные люди, которые не хотят платить за коммунальные услуги.

- Какие долги сейчас есть у Петропавловска?

- Прямой долг по кредитным учреждениям - 1 млрд 200 млн рублей. Из них 642 млн - кредит Мирового банка. Это самый эффективный финансовый проект, который был реализован в Петропавловске. В новейшей истории России случаи, когда Мировой банк давал кредиты муниципалитету без гарантий государства или субъекта Федерации, единичны...

Общая же сумма задолженности муниципального бюджета - от полутора до двух миллиардов рублей. Я не могу привести более точные данные, так как некоторые долги мы не признаем и оспариваем их в судах.

На сегодняшний день наши долговые обязательства не кажутся мне какими-то убийственными. Более того, за последние годы мы сократили на миллиард рублей задолженность муниципальной сферы.

- Какой бюджет у краевого центра?

- В прошлом году мы исполнили бюджет на 7 млрд 200 млн рублей. В этом году бюджет составит 6 млрд 760 млн.

Увольняться не собираюсь

- В последнее время в политических кулуарах много говорилось о возможности вашей отставки?

- Действительно, прошлый год был переполнен подобными слухами. Говорили и о том, что меня арестовали, и о том, что я написал заявление на увольнение. Но арестовывать меня не за что, и увольняться я не собираюсь.

- Вы уверены, что вам дадут доработать до конца срока?

- А почему я должен в этом сомневаться? На мой взгляд, подчиненные мне работники администрации работают эффективно и не допускают нарушений, которые бы повлекли за собой силовое отстранение меня от должности. По крайней мере, об этом говорят многочисленные проверки.

С другой стороны, я не считаю себя свободным от обязательств, которые давал жителям города накануне выборов. Поэтому на данном этапе у меня нет планов искать себе более легкий кусок хлеба.

- Как вы полагаете, вам легко будет найти замену?

- Незаменимых людей, конечно, нет. Но на данный момент я не вижу человека, который мог бы взвалить на свои плечи городское хозяйство...

- Пучковский, например...

- Вам что - Голенищева не хватило? То, что за последние пять лет в Петропавловске произошла революция, мы по многим позициям наверстали упущенное за годы безвластия, - для меня абсолютный факт... Может быть, кто-то этого не заметил? Но и в 90-е годы, когда в бухте стоял танкер "Березово" и мы считали минуты, чтобы успеть перекачать топливо и не разморозить город, это тоже было незаметно.

Тепло и нешумно

- Несколько не очень серьезных вопросов. Часто ли вы бываете в магазинах, выносите ли мусор из дома, ездите ли в городских автобусах?

- В автобусе я не ездил давно. Хотя знаю, в каком они находятся состоянии, потому что бываю в автобусном парке... Кстати, став мэром, я был вынужден отказаться и от вождения автомобиля. Сегодня я пользуюсь только служебной машиной, потому что это одно из немногих мест, где у меня есть возможность в перерывах между встречами и совещаниями разговаривать по телефону, просматривать документы, наблюдать за тем, что происходит на городских улицах.

Что касается мусора, то его я выношу, когда пакет оказывается в моих руках, а не в руках жены. В магазины, к сожалению, захожу нечасто. В то время, когда бываю свободен, они или еще, или уже закрыты.

- Как вы провели новогоднюю ночь?

- В семейном кругу, с друзьями, тепло и нешумно - так, как мне нравится. А на каникулах аж три раза побывал в Озерках и наконец-то покатался на собачьих упряжках...

- Не было желания уехать отдохнуть куда-нибудь за пределы Камчатки?

- Я уже 12 лет никуда на Новый год не уезжаю. Потому что наиболее тяжелые катаклизмы часто случаются именно в выходные дни. Я стараюсь всегда находиться или на работе, или рядом с телефоном, который в любой момент может принести не самую радостную новость. Ведь глава города всегда обязан быть готов к решению любой проблемы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах