Примерное время чтения: 9 минут
556

Шаман на сцене

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 25/01/2011

Набираю номер телефона своего постоянного такси, а оттуда: "Абонент временно недоступен". "Глюк", - подумала я и набрала снова. То же самое. "Такси вызываешь? Не дозвонишься. Еще посиди!" - сказал мой визави.

Пришлось посидеть еще. А когда уже в редакции выяснилось, что записанный на диктофон файл оказался поврежденным именно с момента вызова такси, я окончательно убедилась, что происшедшее - не случайность. Ведь я побывала в гостях у потомственного камчатского шамана Бориса ЖИРКОВА.

...Поводом для интервью стал факт вручения Борису Александровичу 6 декабря минувшего года правительственной премии "Душа России" (номинация "Традиционная культура"). Художественный руководитель ительменского фольклорного ансамбля "Эльвель" ее получил в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве за вклад в развитие народного творчества.

До пятого колена

- Я по голосу узнаю людей - кто они такие, - сказал он при встрече. - Чувствую. Ты улыбалась, когда говорила со мной по телефону. Поэтому и согласился сразу на интервью. Ты мне понравилась...

...Жирков к признанию "Душой России" был, наверное, генетически предрасположен. Родословную свою он знает до пятого колена. Сам - из ительменского племени лингурин, корни которого, говорят, уходят к североамериканским индейцам, инкам и майя. Недаром на гастролях в Америке и Франции индейцы племени лакота принимали Жиркова за своего.

- Наш род был богатым, - вспоминает Борис Александрович. - Мой прапрадедушка Вахлач, именитый вождь племени, назван в честь солнца (лач по-ительменски - "солнце". - Авт.). Прадед Сафрон Иванович и дед Корнил Сафронович тоже были вождями ительменских племен. А кто сейчас знает, что на Камчатке семь ительменских племен до сих пор существуют? И что такое Сокочи и Начики? Сокоч и Начик - это имена ительменских вождей!

Его отец Александр Корнилович в советские времена работал заместителем председателя колхоза, держал лучших собак на Камчатке. Это их потомки сегодня выигрывают забеги в "Берингии". А в те годы собаки возили начальство из Коврана в Усть-Хайрюзово за получкой для колхозников.

- Папа был очень грамотный и самый быстрый человек в селе: когда на праздниках по традиции пускали белогривого коня, на бегу вскакивал на него без седла. А мама Марина - одна из самых сильных камчатских шаманок. Да у нас в роду все шаманы. Мама, папа, дядя Вася всегда пользовались своим даром, чтобы лечить людей. Чаще травами и кореньями - ительмены знали великое множество кореньев!

Свою малую родину, село Сопочное, Жирков помнит и любит:

- Там такая красота была! Лилии белые в озере, трава по пояс. Цветы - на материке нет таких! Летом, правда, жарища! Сейчас я этой духоты уже не выношу - отвык.

Культурная эротика

...Восемь классов Жирков окончил в Сопочном. А чтобы учиться дальше, пришлось ехать в интернат, в Тигиль. Через два года, возвращаясь в родную деревню, Борис попал уже в Ковран. Село Сопочное как административная единица существовать перестало...

Потом был Хабаровский пединститут, художественно-графический факультет: отец Бориса умел хорошо рисовать и сына тому научил. Потом - работа в клубе. Будучи худруком, частенько на гармошке "обслуживал" танцы, исполнял на заказ цыганочку, краковяк, падеспань и вальс. А еще играл на гитаре и баяне - самоучкой...

Его судьбу перевернул Александр Гиль, приехавший в Тигильский район собирать талантливых молодых людей в "Мэнго" - самобытный корякский национальный ансамбль, прославивший впоследствии Камчатку на всю планету. Борису исполнилось тогда 20 лет.

- А я ведь был бестолочь - не знал ни истории своей, ни культуры. Меня сначала Виктор Михайлович Топчий, директор клуба, вдохновил засесть за книги, а потом и Александр Васильевич.

После встречи с Гилем самолет унес Жиркова в Палану. И следующие 20 лет его биографии были неразрывно связаны с "Мэнго". Хореографическое образование Борис получал уже в Ленинграде.

В 1970 году, во время окружного фестиваля, посвященного 100-летию Ленина, у Жиркова возникла идея создать свой, ительменский ансамбль.

- Я приехал в Ковран посмотреть на родителей. Директором клуба работала тогда Татьяна Гуторова - настоящая коммунистка. Она и написала либретто "Легенды Эльвель". Мне идея Татьяны очень понравилась. К тому времени я уже достаточно знал и историю, и культуру ительменского народа.

"Эльвель" был основан Жирковым через 10 лет, в 1980-м.

- Я делал чисто ительменские танцы, которых не было в мире! Ни одного движения не повторил! Здесь главное - ритм. Есть и еще одна особенность - эротический характер большинства танцевальных движений.

Борис Александрович открывает толстую тетрадь с историей культуры своего народа, исписанную мелким каллиграфическим почерком и изобилующую рисунками и цитатами. Одна из них - немецкого натуралиста Карла Мерка, участника экспедиции Биллингса-Сарычева по исследованию северо-восточных берегов России. Мерк пишет, что ительменские танцы "...описанию не подлежат... похотливые движения, причем особенно плечами и бедрами... подражают вперемежку медведям, китам, гусям, как они начинают свои любовные игры... что соответствует часто приглашению к собственным любовным играм".

Немецкого натуралиста можно понять - благочестивая Европа конца XVIII века такие "безобразия" видела впервые. Это сегодня эротические мотивы в национальных камчатских танцах смотрятся вполне органично - учитывая современную обработку, не затрагивающую вековой народной первоосновы...

Образ в тумане

- В ительменских танцах обязательный атрибут - бубен. Он имеет какое-то особенное значение? Как в песне Пугачевой: "Заслышав бубен, запляшут духи у огня..."?

- А ты знаешь, что значит бубен по-ительменски? Это женщина! И у камчатских племен самыми сильными шаманами были именно женщины. Звук бубна и ритм - главные составляющие национальных танцев, и шаманы под эти звуки могут впадать в транс и предсказывать... А еще огонь, костер - это ведь чистое внушение! Коренные ительмены многое умеют. Хиромантия - знаешь? Можем предсказывать судьбу по руке. У тебя сейчас в судьбе два главных человека, - успел сказать Жирков, взяв меня за руку, пока я ее с испугу не вырвала.

- А у вас? Жена?

- Шаман должен жениться в 75 лет! А мне еще столько не исполнилось! - засмеялся Борис Александрович, и больше мне не удалось вытянуть из него ни слова на эту тему.

- А вы сами сохранили родовой талант - лечить людей?

- Да, но я лечу не травами, а своей энергией. Иногда - точечным массажем. Нажимаю на больную точку и велю считать до семнадцати. После этого боль проходит. Могу снять порчу - вижу, что она есть у человека, по его глазам...

- И надолго хватает такого лечения?

- На три месяца. Затем надо повторить - подпитаться. Когда я был на гастролях во Франции, очереди выстраивались. Там люди деловые - сразу предложили мне остаться и сделать бизнес. Но я отказался - не по мне это. Да и нельзя за лечение деньги брать. Бог послал этот дар, и использовать его можно только бескорыстно. Я и в Ковране, и в Сосновке, где живу сейчас, лечу многих. В гости приходят люди - и заодно подлечиться. Не отказываю никому.

...А в Ковране Жиркова боятся. Он может общаться с умершими. И спросить у них все.

- Как это происходит?

- Я сам точно не понимаю, как. Но могу разговаривать с умершими родными и задавать им любые вопросы. Вызываю дух родственника через посредника. Это сложно объяснить: как будто открывается калитка в другой мир. И обязательно должна быть дверь в комнате открытой. Из этой двери появляется туманный образ - я его вижу и слышу. Задаю вопрос, и он отвечает. Один раз потерял дорогую вещь и спросил у мамы, где она. Мама сказала - точно там, где я ее потом нашел: "Сыночек, за дверью!". Можно и о будущем спросить - они все знают.

...Наше интервью подходило к концу.

- Посмотри мне в глаза и скажи: какого они цвета?

Я посмотрела. Вроде темные, но туман какой-то сверху, не позволяющий определить цвет - как у новорожденного младенца.

- Ну что, туманные? - спросил шаман, и мне стало жутковато, будто заглянула в другой мир... Вот тогда я и стала набирать номер телефона, чтобы вызвать такси...

..."Завтра похолодает, мороз будет", - сказал он задумчиво на прощание. "А каким будет 2011 год?" - "Хорошим! Надо только жить красиво и умно! И чтобы все встретились - друзья и родственники"...

ДОСЬЕ

Борис Александрович Жирков родился 15 мая 1945 года в селе Сопочное (позже включенном в состав села Ковран) Тигильского района Камчатской области. В 1962 году, после окончания школы, поступил в Хабаровский пединститут на художественно-графический факультет, где отучился год. Прекратил учебу по болезни - развился ревматизм. В 1963 году стал художественным руководителем, комсоргом, а затем и директором сельского Дома культуры. С 1965 по 1985 год - солист ансамбля "Мэнго". В 1980 году основал в Ковране ительменский народный ансамбль "Эльвель", которым руководит по настоящее время. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2001 г.).

СПРАВКА

Премия "Душа России" учреждена Правительством РФ 18 сентября 2006 года. Присуждается руководителям коллективов народного творчества, исполнителям эпоса, мастерам народного декоративно-прикладного искусства, творческий стаж которых, как правило, более 20 лет. Лауреат получает памятный нагрудный знак, диплом и 100 тысяч рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах