...В тот апрельский день шел снег. Лошадь поднималась в гору медленно. Больница была за речкой, но не успели... Так и родился, прямо в телеге. Назвали Виктором. И имя свое - Победитель - он оправдал...
Корреспондент "АиФ-Камчатка" встретился с известным камчатским писателем и поэтом Виктором ЕВДОКИМОВЫМ накануне его 75-летнего юбилея.
...В недавно отремонтированной квартире жена, Надежда Александровна, накрывала стол. Но хозяин авторитетно заявил: "Только чай! Сначала - работа".
- Я был старшим в семье, - рассказывает Виктор Алексеевич. - А всего нас пятеро, слава богу, до сих пор все живы. Две сестры и самый младший брат - Люба, Галя и Саша - живут в Паратунке, а младшая сестра Светлана - в Находке.
Тот самый Глухов
...Отец был мастер на все руки: печник, плотник, жестянщик, сапожник, гончар, каюр... Лепил для детворы игрушки и свистульки из глины. Одно время работал даже в пекарне. Однажды, уже после отмены карточек, хлеб вышел сыроватым, не пропекся. И на прилавке какой-то шутник выставил налепленные из мякиша фигурки. Отец Виктора тогда сказал: "Слава богу! Люди хлеба наелись!". Он даже не обиделся.
Родители приехали на Камчатку в 1933 году - завербовались на путину. Мама работала мойщицей рыбы на рыбокомбинате им. Микояна (впоследствии - Октябрьский РКЗ). В 1940 году семья переехала в Апачу - у мамы сильно болела застуженная на заводе рука, и она стала лечиться на местных горячих источниках.
- Кстати, я помню деда Глухова,- вспоминает Виктор Алексеевич. - Это тот самый, который сделал запруду для лечения после того, как его медведь подрал. С той запруды и начались теперешние Апачинские источники. Дед Глухов был одноглазым и постоянно приговаривал: "Один глаж жорок, видит жа шорок", - вместо "з" и "с" у него выходило "ж" и "ш". Получалось очень смешно...
...В 1943-м Витя пошел в апачинскую школу. В том сентябре и отца мобилизовали на фронт.
- День, когда папу провожали на фронт, - серый, с моросящим дождем - помню до сих пор, - говорит Евдокимов.
Первый учитель
- Пришел в школу, не зная ни одной буквы и не умея читать. Мне легче давались стихи. Учитель Федор Михайлович Толмачев, подметив, что у меня хорошая память, стал давать мне задания в стихах. Я очень быстро их учил, и дело пошло на лад.
...В 1952 году Евдокимов поехал поступать в мореходку. Поступил, но, проучившись два года на механика, ушел работать в море. Потом была школа усовершенствования кадров командного плавсостава. Через год получил диплом механика-дизелиста судовых двигателей 3-го разряда. И - снова в море.
Его жизнь повернула круто в 1959-м...
- В море я параллельно выпускал стенгазету. И однажды на судне представитель редакции, посмотрев, заинтересовался ее исполнителем. Через месяц меня пригласили работать в многотиражку "За высокие уловы". Ту, которая впоследствии стала "Рыбаком Камчатки". А спустя 8 месяцев позвали уже заведовать промышленным отделом в газету "Путь Ильича" Карагинского района. В ноябре 1959 года, уже с семьей, я прилетел в Оссору. Так началась моя карьера журналиста...
...Работая редактором в пенжинской "Полярной звезде", Евдокимов получил от Дальневосточного книжного издательства предложение - подобрать несколько рассказов в готовящийся сборник "Норд-ост" о людях, флоре и фауне Камчатки. Отправил туда 6 рассказов о лебедях под общим заголовком "Обрети, крыло, силу". Сборник вышел в свет в 1980 году. Этот год и стал началом официальной литературной деятельности - в третьем номере журнала "Дальний Восток" напечатали один из его рассказов "Гнездо для гоголей". В том же году была сдана в издательство первая книга "В царстве багрового солнца"...
Хождения по школам
- В те времена мы проводили в школах специальные уроки - профессионального мастерства, рассказывали о работе журналиста. Я чувствовал, что детям это нравится. Может быть, с этого и начались мои хождения по школам. Эти встречи помогают творчеству: дети иногда такие вопросы задают! А я им рассказываю о литературе, что-нибудь придумываю всегда новенькое, например, стихи-загадки.
Ей теченье нипочем,
Воду режет, как мечом,
Вся сверкает, серебрится,
А как станет нереститься,
Поменяет вдруг наряд,
Перекрасит все подряд.
Серебра в помине нет,
Стал к лицу бордовый цвет,
А берет надет зеленый,
Это, видно, дань сезону.
Все точь-в-точь,
зачем примерка?
Наряжается так... нерка!
Пять лет назад Виктор Алексеевич учредил собственную премию для учеников Усть-Большерецкого района, окончивших школу с золотой медалью. За эти годы он вручил ее четверым выпускникам, вместе с аттестатом: "Детям, родителям, учителям очень приятно, хотя премия и невелика - одна тысяча рублей".
"Руку протяни!"
...Мы говорили с Виктором Алексеевичем долго. И из этой беседы могли бы получиться отдельные истории...
Например, о людях...
- На севере, в отдаленных селах, люди очень душевные. Искренние. Знакомые по тем селам - мы до сих пор переписываемся - стали просто родными.
Полуостров наш велик,
словно целый материк.
Но не место он для скуки,
он - большой семье сродни:
Вмиг тебе протянут руку.
Сам лишь руку протяни!
Или о природе...
- На материке - колючая трава, там лечь в траву нельзя - одни колючки! А у нас трава мягкая, ласковая. И зима наша хороша - такая же мягкая и чистая. Гуляю вдоль трассы и думаю: как живется березам? Береста - может быть, она необходима как очищение? Как символ нарастания нового... Хожу и наблюдаю, задаю себе вопросы - почему? Почему на белой березке растут черные ветки? Не хожу по земле зря...
О рыбе и живности...
- Ловить лучше всего чавычу! Но ее становится все меньше! По отношению к главному богатству Камчатки - рыбе - у меня такое впечатление, что мы едем в поезде, впереди которого - пропасть. Речки перегораживаются напрочь. В марте на совещании с рыбопромышленниками в администрации я так и сказал ответственным чиновникам: браконьерство стало уже нормой жизни. А это страшно! Вы сами не знаете, сколько вылавливаете рыбы! По Озерной мы еще как-то считаем, а по Большой? Рыба вырезается на каждом метре реки! Рыбу не пропускают! Река зарастает. Мы медведя сделали помойником! То же можно сказать про орланов, лисиц. Лиса-побирушка, орлан-свалочник и медведь-помоечник... Что-то неладное творится в нашем королевстве, господа!
Пешком и по канату
Он выглядит гораздо моложе своих лет. Спрашиваю, в чем секрет.
- Ежедневно до трассы - пешком. В молодости редко кто мог побороть меня в армрестлинге. Мог по канату на одних руках запросто подняться и спуститься.
Пусть ворон кружит
надо мной
И грезится чертям потеха.
А у меня расклад иной -
Мне в мир иной
еще не к спеху...
...Сейчас в издательстве лежат две рукописи Виктора Алексеевича: книга рыбацких рассказов "Пока горит костер" и сборник "Белые птицы". Последнее название иносказательное. Белыми птицами Евдокимов называет людей со светлой, открытой душой, которыми богата наша Камчатка.
Правила для ухи
Их у В. Евдокимова семь:
1. Чтобы уха была вкусной, не надо бросать рыбу в пресную воду. Сначала надо посолить!
2. Сдобрить воду специями для рыбы - они продаются в любом магазине.
3. На 4 литра воды - 1 кубик куриного бульона.
4. Картошку, лук репчатый - нарезанная луковица средних размеров - варим до полуготовности, затем добавляем рыбу.
5. Рыбу варим на медленном огне: чтобы кусочки были целыми. Нужно потомить ее полчаса.
6. Вместе с кусками рыбы можно положить половину печени самки - у них печень больше и мягче, это придает ухе особый вкус.
7. Можно добавить зелени - на любителя.
ДОСЬЕ
Виктор Алексеевич Евдокимов родился 15 апреля 1935 года в Усть-Большерецке. После окончания школы в п. Апача поступил в мореходное училище. Ходил в море. Работал в газетах "За высокие уловы", "Путь Ильича", "Ударник", "Полярная звезда". Член Союза писателей России. Автор книг "В царстве багрового солнца" (1987 г.), "Печальный тарбаган" (2000 г.).
Две дочки. Четверо внуков...
Любимое занятие - рыбалка. Еще одно увлечение - фотография. Печатался во многих журналах. Любимое блюдо - пирожки с картошкой и красной рыбой. И, конечно, уха.