Примерное время чтения: 6 минут
91

Про контрабанду, конфискат и правила этикета

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 27/10/2009

Что такое таможня - знает каждый, кто хоть раз пересекал границу Российской Федерации. Однако не всем известно, что за счет таможни пополняется половина бюджета всей нашей страны.

На чем зарабатывают камчатские таможенники, сколько таможня "отстегивает" краю и как у нас вообще с контрабандой, корреспонденту "АиФ-Камчатка" рассказал начальник Камчатской таможни полковник таможенной службы Иван КОРОБОВ.

- Только за 9 месяцев 2009 года мы собрали денежных средств на сумму 1 млрд 385 млн рублей, - рассказывает Иван Степанович. - Правда, ни край, ни таможня с этого не имеют ни копейки - согласно законодательству всё уходит в федеральный бюджет.

- Какие товары у нас идут на экспорт и какие чаще всего импортируются?

- Экспорт ориентирован на продукцию морского промысла - свежую, мороженую, переработанную. В этом году нами уже оформлено и отправлено на экспорт 128 тысяч тонн. Далее - экспорт металлолома и отходов черных металлов, регулярно оформляется концентрат никелевой руды. А что касается импорта, то это в основном техника - автомобильная, тяжелая, а также пищевые продукты. В последнее время резко увеличился ввоз строительных материалов из Китая.

- Каким образом вы проверяете соответствие задекларированного товара и того, который в действительности пересекает границу?

- Существует 10 форм таможенного контроля, самый простой - опрос, проверка документов, сведений и взятие пояснений. Это когда не надо лезть в сумку к человеку, а идет обычная беседа сотрудника таможни с гражданином. В отношении товаров - аналогично плюс формы фактического таможенного контроля - наблюдение, осмотр, досмотр и т. д. Все зависит от ситуации. Помимо указаний или распоряжений, у каждого таможенника есть чутье и интуиция. Все инспекторы - психологи, они в буквальном смысле "читают" человека по глазам, выражениям, манерам поведения и разговора.

На ПМЖ - бесплатно

- Что ищут таможенники на камчатской границе?

- Вообще, таможня вправе возбудить уголовное дело по пяти составам преступлений: контрабанда, невозвращение валютной выручки, уклонение от таможенных платежей, экспорт технологий, товаров, которые впоследствии могут быть использованы для создания оружия массового поражения, вооружения и т. д., а также вывоз или невозвращение предметов культурного наследия, которые представляют историческую и археологическую ценность. Камчатские таможенники в основном сталкиваются с контрабандой. На сегодняшний день из 17 уголовных дел 16 именно по этой статье. В них фигурируют автомобили, оборудование, продукты морского промысла. В прошлом году пытались нелегально ввезти крупную партию автомобильного оборудования, хотя по документам оно проходило как "для личного пользования".

- Бывает ли, что получатели отказываются от своего товара? Что делает с ним таможня?

- Бывает, когда пытаются что-то провести незаконно, например, оборудование, автомобили, запчасти, судовое снаряжение, а таможня это обнаруживает. Владельца такого товара найти невозможно - его просто не существует. В этом случае мы направляем документы в суд, суд признает товар бесхозным. После чего его реализовывает Росимущество.

- А куда уходит конфискат?

- С конфискатом та же процедура - с той лишь разницей, что спиртное, а также скоропортящиеся продукты, например, икра, уничтожаются. Кстати, на материке - в частности в Краснодарском крае, есть специальные магазины по продаже конфискованной продукции, которые так и называются "Конфискат". Сбор денег в бюджет - это одна из главных задач таможни, поэтому мы отслеживаем все товары, чтобы они вовремя были реализованы и по такой цене, которая назначена.

- Можете назвать самую "выдающуюся" контрабанду?

- Самый свежий пример - уголовное дело, которые было возбуждено три месяца назад в отношении известной камчатской компании, пытавшейся незаконно ввезти на Камчатку судовое оборудование на 70 тысяч евро. Следствие еще продолжается.

- Говорят, что граждане из стран ближнего зарубежья, приезжающие на Камчатку на постоянное место жительства, вносят таможенный платеж, в несколько раз превышающий стоимость всех своих вещей...

- С недавних пор таможенное законодательство пошло навстречу людям, которые переселяются на ПМЖ. Эти граждане без уплаты таможенных пошлин могут ввозить имущество без ограничений - при условии, что оно б/у и приобретено до въезда в страну. Гражданин может сегодня приехать, а пожитки привезти через 3-4 года, определенных сроков сейчас тоже нет.

Квалификация плюс этикет

- У Камчатской таможни есть проблемы?

- Проблемы, в основном, хозяйственного характера и кадровые. Нам не хватает руководителей среднего звена, потому что сегодня к сотрудникам таможни предъявляются очень высокие квалификационные требования. Кроме высшего профильного образования и знаний законов от человека требуются воспитанность, соблюдение правил этикета, общения. Он также должен уметь работать на компьютере. Конкурсный отбор очень жесткий.

- Как часто сотрудники таможни "прокалываются"?

- Такие случаи редко, но бывают. Сейчас в отношении нашего сотрудника ведется уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий". Комментировать не могу, поскольку расследование еще не завершено.

- Иван Степанович, во многих городах России принято электронное декларирование. Камчатка будет подключаться к этому процессу?

- На сегодняшний день для осуществления электронного декларирования достаточную техническую оснащенность имеет только таможенный пост в Петропавловском морском порту. Вот там мы и начнем вводить эту процедуру. Думаю, к концу года вопрос будет решен.

ДОСЬЕ

И. Коробов родился в 1960 году в Киселевске Кемеровской области. По окончании школы и после службы в армии поступил в погранучилище в Галицино Московской области. Служил на Камчатке 5 лет, потом три года в Закавказье. В 1993 году пришел на работу в Новороссийскую таможню, где на разных должностях проработал до 2009 года. В мае нынешнего года переведен на Камчатку начальником Камчатской таможни. Старший сын - офицер-пограничник, служит в Магадане. Младший сын служит в погрануправлении в Центральной части России.

КСТАТИ

Камчатская таможня обслуживает три грузопассажирских пункта пропуска: два морских - порт Петропавловск-Камчатский и порт Северо-Курильск, а также пункт пропуска в аэропорту "Петропавловск-Камчатский".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах