"ЕСЛИ человек верит во что-то доброе, это надо только приветствовать. Но сам я, как и большинство врачей, атеист. Привык полагаться только на себя, свою голову, свои руки и своих друзей", - говорит один из лучших хирургов Петропавловска, заведующий хирургическим отделением второй городской больницы Виктор ПАК.
В БЕСЕДЕ с корреспондентом "АиФ-Камчатка" Виктор Николаевич рассказал об особенностях камчатской медицины, заработках начинающих эскулапов, врачебных суевериях и многом другом.
Главное - любить пациентов
- ВЫ помните свою первую самостоятельную операцию?
- Прекрасно помню. После института я несколько месяцев работал в городе Спасск-Дальний в Приморье. Ночью в больницу привезли девушку с аппендицитом. Дежурный хирург, судя по всему, хотел спать и отправил на операцию меня. Мне тогда очень помогла медсестра, пожилая женщина, ветеран войны. Причем сделала это довольно тактично. Спросила, не буду ли я возражать, если она при необходимости станет мне подсказывать? Я, естественно, согласился.
Кстати, с тех пор я никогда не отказывался от операций. А когда начинал работать во второй горбольнице, говорил коллегам: "Если надо кого-то прооперировать даже не в мою смену, звоните домой, я живу неподалеку, через десять минут буду".
- Какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим хирургом?
- Думаю, главное и самое сложное - суметь полюбить своих больных. Это я без всякого пафоса говорю. Когда изо дня в день приходится лечить одни и те же болячки, у врачей возникает некоторая заштампованность. Они мало разговаривают с пациентами. А это очень плохо. Ведь больной хочет знать о своем состоянии все: когда он встанет на ноги, когда окончательно поправится, когда сможет приступить к работе? Иногда задают вопросы интимного характера. Но и на них тоже надо отвечать. Классный хирург должен уметь не только красиво держать скальпель и делать правильный разрез, но и вести диалог с пациентами.
Помню, в советские годы о некоторых врачах говорили: "Настоящий мастер, стакан водки выпьет - и рука не дрожит". Это полная ерунда. К больному нужно подходить абсолютно трезвым. А если у хирурга еще и руки трясутся, это конченый алкаш. Ему не оперировать надо, а лечиться в наркологии. Когда я стал заведующим отделением, сразу сказал: увижу кого-то с похмелья или, не дай бог, пьяным, не обижайтесь, в тот же день выгоню с работы. Дома - пожалуйста, если хотите. Но в больнице я и себе этого никогда не позволял, и другим не позволю.
- Виктор Николаевич, к сожалению, не все заболевания можно вылечить. А ставить диагноз неизлечимой болезни или констатировать смерть приходится именно врачам. Существует мнение, что с годами они к этому привыкают, что у них притупляется чувство сострадания...
- Я так не считаю. К смерти сложно привыкнуть. Хотя летальные исходы, конечно, случаются в любой больнице. Нередко их можно прогнозировать. Когда поступает больной с гангреной и наотрез отказывается от операции, мы понимаем, что он не выживет. Порой даже предупреждаем: "Если вас не прооперировать, вы умрете". А в ответ слышим: "Ну и что, пускай".
Учеба стоит денег
- НЫНЕШНЮЮ российскую медицину сравнивают с советской. И сравнение обычно бывает не в пользу современных медиков. Уровень образования сейчас понизился...
- Недоучку к операционному столу никто не допустит. Оперировать в медицинских институтах не учат. В теории хирургом стать невозможно. Прежде чем провести самостоятельную операцию, нужно довольно долго проработать ассистентом, затем оперировать под присмотром опытного врача. Начинающий хирург, по большому счету, серьезных решений не принимает.
Об уровне теоретических знаний мне судить сложнее. Я не преподаватель, а практик. Но недавно к нам в отделение устроились два молодых врача, один окончил Астраханский институт, другой - Хабаровский. Подготовка у них очень хорошая. Другое дело, что повышать квалификацию сейчас труднее, чем раньше. Отучиться в ординатуре - большая проблема. На все нужны деньги. А зарплата начинающего хирурга в Петропавловске со всеми коэффициентами и надбавками - 12 тысяч рублей в месяц.
- Правда ли, что камчатские врачи стараются отправлять своих родственников на лечение за пределы полуострова?
- Уровень технического оснащения у нас, конечно, хуже, чем в стольных городах. Если у человека (и необязательно родственника), например, сердечная патология, мы отправляем его в центры сердечно-сосудистой хирургии Москвы или Новосибирска. Но многие заболевания мы успешно лечим и на Камчатке.
Правда, у хирургов есть правило - не оперировать родственников и опасаться... рыжих. Потому что для родных стараешься сделать все как можно лучше, но это не всегда получается. А с "солнечными людьми" надо быть осторожным, потому что их организм не всегда стандартно реагирует на лечение.
- Вы работаете хирургом уже больше тридцати лет, досконально знаете, как человек устроен, какие процессы происходят в его организме. А к религии как относитесь?
- Положительно. Если человек верит во что-то доброе, это надо только приветствовать. Но сам я, как и большинство врачей, атеист. Привык полагаться только на себя, свою голову, свои руки и своих друзей.
- Говорят, врачи - люди суеверные?
- И я подобные разговоры миллион раз слышал. Суеверным не стал, но бахилы всегда надеваю только с правой ноги.
ДОСЬЕ
Пак Виктор Николаевич. Родился в 1954 году в селе Пымта Соболевского района Камчатской области. Кандидат медицинских наук. Отличник здравоохранения РФ. Прооперировал более десяти тысяч пациентов. Хобби - лыжный спорт. Участник семи "Авачинских марафонов". Женат, воспитал двоих сыновей. Депутат трех созывов областного Совета народных депутатов и одного созыва Петропавловск-Камчатской городской Думы.