ПОГРАНИЧНЫЙ сторожевой корабль "Анадырь" уходил из Петропавловска-Камчатского в ясный, солнечный день 10 июля 2008 года, а вернулся в родной порт 3 сентября. Почти два месяца он нес службу у беринговоморских берегов Чукотки и в восточном секторе Арктики, олицетворяя собой Россию на ее далекой окраине среди морских туманов и льдов.
Зачем ходить в Арктику?
КОМАНДИР ПСКР "Анадырь" капитан 1 ранга Игорь Юрасёв говорит, что пограничные корабли давно уже не ходили в Восточную Арктику. Последним был в 1993 году ПСКР "Нева". Сторожевик нес службу в Чукотском море в районе острова Врангеля. После этого пограничники доходили морем только до Уэлена. И вот, спустя 15 лет, вернулись в восточный сектор Арктики, к острову Врангеля.
Зачем? Что-то изменилось в российской политике в отношении Арктики?
Да, изменилось. Арктика представляет для России огромный экономический интерес богатейшими природными ресурсами, главный из которых - нефть и газ шельфа.
С некоторых пор российская часть Арктики осталась малолюдной, отчего заокеанские соседи стали зариться на нее, завистливо и вожделенно посверкивая жадными глазами. "Сам не гам и нам не дам", - упрекают они Россию. Америка вообще мечтает превратить Чукотское море в открытое для экономического освоения.
Но Россия не сдается и, слава Богу, начинает предпринимать определенные меры. Президент утвердил программу по освоению и охране Арктики, и в этом документе много места отводится пограничникам как стражам государственных экономических интересов.
Еще в 2001 году Россия подала заявку в ООН на расширение своей полярной экономической зоны с 200 миль до 350, обосновывая это тем, что такова протяженность нашего шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка пока лежит без ответа, поэтому Россия стала предпринимать другие конкретные шаги. 2 августа 2007 года два глубоководных аппарата "Мир" погрузились на морское дно в районе Северного полюса, взяли пробы грунта и оставили там титановый флаг России. Теперь рассматривается вопрос о бурении глубоких морских скважин за подводным горным хребтом Ломоносова, чтобы с геологической точки зрения обосновать ширину полярного шельфа России. А чтобы США и остальной мир увидели, что восточный сектор наш и мы не согласимся отдать Чукотское море в международное освоение, "Анадырь" два месяца назад был послан нести туда российский флаг и стеречь границу.
- Демонстрация нашего флага в Восточной Арктике проведена, считаю, успешно, - говорит командир "Анадыря" Игорь Юрасёв. - Кто должен был его увидеть - увидел, сфотографировал, снял на видео и заинтересовался нашим присутствием. Но самое главное: мы показали российский флаг не только сопредельному государству США, но и гражданам нашей страны, живущим на Чукотке. И они были изумлены больше, чем американцы.
- До принятия арктической президентской программы мы не имели возможности так тщательно и добротно готовиться к походу, - говорят моряки "Анадыря". - На этот раз корабль прошел предпоходную подготовку на Петропавловском судоремонтном механическом заводе, были капитально отремонтированы котлы. Дополнительно к обычному набору продуктов нам выдали колбасу, сыр, печенье, сгущенку, сок и т.д. Горючки залили под самый жвак. Знай только служи!
Отслужили прекрасно
- ВСЕ элементы демонстрации кораблем российского флага были выполнены на высочайшем профессиональном уровне, в соответствии с хорошей морской практикой, - продолжает командир. - Экипаж показал слаженность, обученность и хорошие мужские качества.
...Мне, журналисту, посчастливилось пройти с экипажем всё море - от начала до конца, поэтому могу подтвердить слова командира. И я был не единственный прикомандированный на корабле. Как водится, с пограничниками ходили сотрудники Камчатской государственной морской инспекции Владимир Гришинский и Евгений Кропотов. Ходил и представитель штаба отряда ПСКР - флагманский механик, капитан 2 ранга Владимир Иванович Божок. Он ровно два года назад, в августе 2006 года, проходил Северным морским путем, участвуя в перегоне пограничных кораблей "Магаданец" и "Карелия" из Петербурга в Петропавловск.
В этом году из пограничных войск уволятся последние солдаты и матросы срочной службы, останутся только контрактники. В поход на "Анадыре" ходили 24 срочника. Один из них - матрос-рулевой Андрей Ващенко - призывался из города Уссурийска.
- Нам повезло сходить в дальний поход в зону Арктики, - откровенничает он. - До этого ходили в Охотское море, на Курилы и Командоры, но Арктика оставила особые впечатления. Да и сам дальний, долгий поход. Именно в нем мы стали настоящими моряками. Я, например, окончательно определился с профессией - остаюсь моряком-пограничником по контракту.
Командир электротехнической группы БЧ-5, капитан-лейтенант Рузвельт Гаджимурадов тоже отмечает необычность этого дальнего похода. На корабле только три инженера-механика, поэтому этим офицерам досталось чаще других стоять вахты, причем внизу, у машины. Но оставалось время полюбоваться берегами летней Чукотки и ледяными полями у острова Врангеля.
- Природа поразила, - говорит капитан-лейтенант, - но больше удивила суровая жизнь людей. Считаю, что государству надо серьезно браться за эту территорию, жители Чукотки достойны большего.
Чукотка изнутри
ПСКР "Анадырь" не только демонстрировал флаг России в Арктике, но и изучал район службы, чтобы следующим кораблям было легче ориентироваться в нынешней обстановке Севера. Это дало возможность посетить практически все населенные пункты Чукотки - как беринговоморские, так и арктические, вплоть до поселка Мыс Шмидта.
Бесспорно, администрация Романа Абрамовича успела многое сделать для Чукотки. Что ни поселок - то новые сборные дома из легких конструкций, от трех до семи телепрограмм, телефонизация и т.д. Но, на мой взгляд, пока не сделано главного - нет развитой, надежной системы промышленного производства. В поселках много безработных, особенно среди чукчей и эскимосов. Несколько сельхозпредприятий, занимающихся добычей морского зверя и китов, а также выпасом оленей, в состоянии держать на рабочих местах всего-то по нескольку человек. Остальные живут на их иждивении. И всякий раз выбегают на берег при виде корабля, встающего на рейде: а вдруг это туристы, которые купят у них поделки из моржовой кости и шкур.
Поразила Чукотка и сотнями мертвых моржей, лежащих на пляжах бухт. У всех выдраны драгоценные клыки, у самцов - пенисы. "Самолет низко пролетел, и моржи в испуге себя передавили", - охают местные жители. Но откуда же тогда в большинстве туш следы от огнестрельных ранений? И почему тот самый самолет низко пролетел, если на Чукотке всякий знает, что это недопустимо?
- В свете последних событий в России и этот регион будет продолжать развиваться, - уверен командир Юра.сёв. - Заставы наши там тоже благоустраиваются, причем по европейским стандартам. Думаю, все хорошее у Чукотки еще впереди.
..."Анадырь" стал первым кораблем, появившимся в Арктике после 15 лет отсутствия. Сейчас на смену ему туда пришел ПСКР "Волга". Эта цепочка присутствия теперь продолжится - собранные пограничниками данные о районе плавания будут обобщены и проанализированы для того, чтобы последующим кораблям стало легче. Отряд ПСКР Северо-Восточного регионального пограничного управления превращает Восточную Арктику в еще одно свое постоянное направление службы, как Охотское и Берингово моря, Курильские и Командорские острова. И Мыс Шмидта - вовсе не крайний поселок нового направления. Берите дальше на запад, вдоль Северного Ледовитого океана...
Фото автора
Монетки для Трех братьев
«Адмирал Владимирский» отдохнёт от кругосветки на Камчатке
Охотник на браконьеров
Сторожевой корабль «Камчатка» отметит день рождения
Кто виноват в трагедии «Дальнего Востока»