Запомните эти имена: Владимир Аладинский, Александр Богданов, Михаил Ведяков, Руслан Погорелов.
Возможно, что лет через 20-25 кто-то из них станет лауреатом Нобелевской премии. А пока они учатся в средних школах города и в Центре образования "ЭВРИКА".
В этом центре мальчишки проводят исследования, готовят доклады, выступают с ними перед научной общественностью. Поэтому говорить с ними без подготовки - сложно. Слишком много в их речи физических, химических, биологических терминов. Во время интервью Володю Аладинского приходилось периодически останавливать и просить "перевести" наиболее заумные высказывания на язык попроще.
Поводом для нашей встречи послужило награждение Володи дипломом 1-й степени на 9-м Международном конкурсе научных и технических работ школьников "Старт в науку - 2007". Так высоко был оценен доклад "Атмосферное загрязнение Петропавловска", подготовленный ребятами под руководством педагога Вячеслава Васильевича Гришило. С докладом выступил В.Аладинский. Этот диплом дает преимущество докладчику при поступлении в знаменитый МФТИ - Московский физико-технический институт (государственный университет). А если учесть, что перед этим Владимир победил и на олимпиаде МФТИ, что полностью освобождает от вступительных экзаменов, то он уже сейчас может считать себя почти студентом.
Но вернемся к теме исследований. Тем более, что их результаты жителей краевого центра вряд ли обрадуют. Мы привыкли считать, что поскольку наш город стоит "на семи ветрах", то его воздушный бассейн абсолютно чист. Оказывается, нет. Петропавловск - один из самых грязных городов в России. Причем речь здесь не о благоустройстве, мусоре, а о пыли. Это как у неряшливых жильцов - вроде и квартира прекрасной планировки, и мебель дорогая, и много самой крутой бытовой техники, но в воздухе - пурга из пыли, и слой её - на всех предметах.
- По радио очень часто звучит: "Состояние воздушного бассейна Петропавловска - в норме", - рассказывает Володя Аладинский. - Но мы в 2004 году начали проводить свои исследования и определили в воздушной среде целого ряда районов города наличие невидимых глазу взвешенных частиц пыли - носителей очень опасных ядов - формальдегида и бензопирена.
Владимир рассказал о том, как он и его товарищи определяли степень загазованности микрорайонов. Есть более простой способ и более сложный. Первый, в принципе, доступен каждому.
Достаточно сравнить листья городских ив или тополей. У деревьев из "грязных" районов они меньше по размеру. Самые мелкие - на 10 км, на "Авангарде", на "Силуэте", на КП.
Более точная - весовая методика позволяет выявить конкретный уровень загрязнения. Применить ее в домашних условиях невозможно. Судите сами: надо собрать листья, смыть с них пыль, в сушильном шкафу ее высушить. Взвешивание на специальных весах позволяет определить состав пыли, содержание в ней ядов и соотнести его с предельно допустимой концентрацией (ПДК).
- Одна ПДК считается нормой, - поясняет Владимир. - Меньше одной - благоприятная территория. В Петропавловске - это Рябиковская, СРВ, частично Северо-Восток. Больше - очень вредная территория.
- И где же вредно жить?
- Вдоль дорог, вдоль "красной линии". Потому что главными отравителями в Петропавловске являются автомобили, которых десятки тысяч, а дорога - одна.
- На "Силуэте" ПДК выше нормы даже на расстоянии 100 метров от трассы, - добавляет Вячеслав Гришило. - И если учесть, что жильцы открывают окна и форточки, гуляют с малышами, то понятно - вред здоровью наносится большой.
- Кроме профессоров МФТИ, результаты ваших исследований кого-то заинтересовали?
- Хотелось бы, чтобы заинтересовали, - говорит Вячеслав Гришило. - Замеры, проводимые профессиональными экологами, определяют средние показатели по городу. Они тревоги не вызывают. Но ведь люди живут не в городе вообще, а в конкретных домах, работают в конкретных офисах, учатся в конкретных школах, гуляют в конкретных скверах...
И вдыхают вполне конкретную пыль, которая столбом стоит вдоль дороги, разделяющей Петропавловск на две части.