Примерное время чтения: 4 минуты
146

В. Фонталина: "Наши звезды растворились в искусстве"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 25/12/2007

В ноябре Камчатская филармония открыла свой юбилейный, 50-й, сезон. С деятельностью этого учреждения связано много ярких страниц и имён в истории культуры полуострова. О вчерашнем и сегодняшнем дне филармонии рассказывает её директор, Виктория ФОНТАЛИНА.

Кольцевая порука

- Судьба филармонии - отражение судьбы страны, - говорит Виктория Сергеевна. - В советские времена на Камчатке побывали все отечественные звёзды, но в 90-е годы всё рухнуло. Гастроли сошли на нет, да ещё и сыграло крайне негативную роль то, как проводились в 90-е дорогостоящие фестивали искусств "Камчатская весна". Все деньги уходили на заезжих знаменитостей, а с местными не рассчитывались: ни с гостиницами, ни транспортниками... Долги копились. А потом подало в суд Российское авторское общество, последовали другие иски.

Материальная база пришла в упадок: транспорт сломан, полы сгнили до перекрытий, телефоны отключены, счёта заблокированы...

Когда я вступила в должность, мы уговорили приставов разблокировать счета, пообещав, что будем отдавать всю прибыль, и три года действительно работали только на это.

Ремонт в офисе делали сами: красили, белили, резали, прибивали плинтусы. На заработанные деньги купили новый двигатель, привели в порядок транспорт.

Чтобы восстановить гастрольную деятельность, я летала во Владивосток, Хабаровск: нам нужно было создать "кольцо". В филармоническом деле всё решается на личной договорённости. Даже когда у нас билеты не идут, а мы уже вошли в "кольцо", мы не отказываемся, потому что в этом случае гонорар за не состоявшийся концерт придётся платить нашим партнёрам из соседних регионов. Мы завязаны друг на друга.

- Сколько берут звёзды?

- В среднем, гонорарная часть для них - до 10 тысяч долларов за выступление. Торговля всегда идёт жесточайшая. Если они едут по "кольцу", цена меньше, если только к нам, то соглашаются не менее, чем на три концерта.

- Курьёзы случались?

- К этим людям нельзя подходить с мерками адекватности обычного (нормального) человека. Они бесконечно растворяются в искусстве, очень эмоциональны и субъективны.

Пример с Кларой Новиковой. У неё было жуткое настроение по прилёту: и погода ей не такая, и "микрик", и водитель, и директор... Потом я говорю: "Клара Борисовна, может, всё так, но из всех заявленных артистов (перечисляю знаменитостей) билеты проданы только на ваш концерт".

Её как будто подменили. Она расцвела. Ей всё стало прекрасно, даже полуразрушенный Дом офицеров в Рыбачьем, где для неё специально поставили дверь в туалете.

Она отработала три часа и подписывала автографы всему залу. А ведь всего-то и нужно было одно слово, что она нужна и востребована!

- А с "этим делом" бывали приключения?

- Александр Михайлов выпивал перед концертом только одну рюмку коньяку. Зато когда улетал, его весь аэропорт провожал. Рейс задержали, мы практически сутки там просидели. Народ в кондиции был изрядной, а я не пью, я за рулём, и когда день плавно перешёл в ночь, я была в ужасе.

А вообще для артистов задержка рейса смерти подобна. У них жизнь расписана по минутам. Домой возвращаются к спектаклю, или летят дальше на гастроли.

Культура в условиях капитализма

- Чем была занята филармония в последние дни?

- Активно показываем два детских спектакля: балет "Чиполлино" (с ансамблем "Релеве") и спектакль по музыкальному циклу Петра Ильича Чайковского "Детский альбом", под который мы создали драматургию через современный взгляд.

Мы возили спектакли в Елизово, повезём их и в другие районы. Большие планы у нас на январь, что, впрочем, заслуживает отдельного разговора.

- Сборы окупают расходы?

- Детские спектакли и концерты классической музыки никогда не окупятся. На них нельзя поставить высокую цену, поскольку интеллигенция не обременена большими доходами, да и для детей билеты должны быть доступными. Мы зарабатываем на коммерчески выгодных концертах, и на эти средства проводим десятки концертов классической музыки, ставим детские спектакли. Это вложение денег в просветительскую деятельность.

Сейчас ведь какая политика государства? На каждый вложенный бюджетный рубль должна быть максимальная отдача. Это работа культуры в условиях капитализма.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах