Среди поручений президента, касающихся экономического и социального развития нашего региона, есть пункт, касающийся совершенствования транспортной инфраструктуры полуострова.
В нем теоретически не исключается возможность строительства железной дороги до Анадыря и, возможно, до Магадана. Такая идея и сегодня кажется фантастической. Но как рассказывает преподаватель КамчатГТУ и краевед Сергей Гаврилов, в нынешнем 2007-м году исполнилось ровно 100 лет с того дня, когда она была озвучена впервые.
- Первым такую идею высказал ровно сто лет тому назад рыбопромышленник Г. А. Крамаренко, побывавший на полуострове в 1907 году. Он предложил соединить населенные пункты и промыслы западной Камчатки с Петропавловском железнодорожным путем. По нему можно было бы свозить сюда заготовленную рыбу, здесь спокойно грузить ее на пароходы и отправлять потребителям. По словам Крамаренко, "Петропавловский порт, имея за собою 8-9-месячную навигацию, превратился бы в живой коммерческий порт".
Главной проблемой для рыбопромышленников в то время был вывоз заготовленной рыбы с западного побережья на пароходах. Делать это было сложно из-за осенних штормов и отсутствия бухт-убежищ. Погрузка велась деревянными кунгасами, буксируемыми от берега к пароходам. Если в это время море было неспокойным, то нередко гибли люди, терялся груз.
Идеи Крамаренко развила в 1909 г. экспедиция инженера Крынина. Ее участники сделали и та-кой вывод: "Постройка дороги, помимо ее значения для рыболовного дела, содействовала бы развитию колонизации (заселению и освоению территории) вдоль пути". Надо иметь в виду, что речь шла именно о железной дороге, потому что в начале ХХ в. железнодорожный транспорт был единственным, способным перевозить значительные грузы на большие расстояния - гужевой отличался малой грузоподъемностью, низкой скоростью и высокой стоимостью, а надежные автомобили еще отсутствовали.
"Руки не дошли"
- Почему же эти идеи не воплотились в жизнь?
- Для этого тогда не было никаких возможностей: ни технических, ни экономических. Об огромной трудности подобного строительства на отдаленной болотистой территории с пересеченным рельефом и сложным климатом говорит такой пример. На расстоянии в 470 км между селениями Ича и Озерная текли шестьдесят четыре малых и больших реки, через которые нужно было соорудить мосты.
Стройка требовала огромных материальных затрат, на которые только зарождавшийся отечественный частный рыбопромышленный капитал пока не был способен. Такую работу могло выполнить только государство. Но у императорской России до этого "руки не дошли".
- Когда эта идея появилась вновь?
- К ней вернулись уже в советское время, после начала работы государственного Акционерного Камчатского общества, созданного в середине 1927 г. для комплексного освоения полуострова. В первой половине 1930-х гг. были предложены несколько проектов дороги по западному и восточному побережьям полуострова, по долине реки Камчатки. Подобные проекты разрабатывались в недрах общества в начальный, "романтический" период его деятельности. В это время рождались самые смелые и захватывающие идеи, которым никогда не суждено было осуществиться: они не имели серьезного экономического обоснования.
Во второй половине 1930-х гг. маршрут возможного железнодорожного пути назывался уже более реальный: от Петропавловска до Усть-Большерецка. Эта трасса имела и стратегическое значение. По ней можно было быстро перебрасывать войска с одного побережья Камчатки на другое. Напомню, что в те годы существовала реальная опасность японской агрессии, а единственным видом транспорта, связывавшим побережья, являлись пароходы. Но и тогда железную дорогу не построили, ее функции взяла на себя проложенная шоссейная.
"Декавилька"
- Как сложилась судьба идеи в 1940-1950 годы?
- После войны вопрос о железнодорожном строительстве на полуострове поднимался еще несколько раз. Его предполагали вести силами пленных японских военнослужащих и заключенных ГУЛАГа. Но ввиду огромной стоимости и сложности проекты вновь не осуществились.
В конце 1950-х гг. местные специалисты предложили проект подвесной монорельсовой дороги от Озерновского рыбокомбината до Петропавловска. Но ее тоже не построили.
- Правда ли, что рельсы, по которым двигаются подъемные краны в наших портах - от той, так и не проложенной, дороги?
- Нет, существующие в наших морских портах, торговом и рыбном, подкрановые рельсовые пути не имеют к ней никакого отношения. Эти рельсы для портальных кранов были доставлены из США в военном 1944 г. после начала строительства причалов торгового порта.
Но и они не были первыми. Еще в начале ХХ в. в порту была построена так называемая "декавилька", то есть узкоколейная железная дорога. По ней вручную катались тележки с грузом от пароходов до складов и обратно.
Смотрите также: