14 декабря известному камчатскому художнику-графику, заслуженному работнику культуры РСФСР Виталию Шохину исполняется 70 лет.
В этот же день в залах выставочного центра откроется выставка художника, на которой будут представлены лучшие работы за всю его творческую жизнь. О том, какие мысли посещают мастера накануне юбилея, как живется ему в современных условиях и так ли далеки художники от реальности, как об этом говорят, - об этом и о многом другом нашему корреспонденту рассказал сам виновник торжества.
Жизнь меняется, принципы остаются
- Виталий Александрович, подойдя к определенному рубежу, художники обычно начинают рассуждать о своем вкладе в искусство. Вы ощущаете себя мэтром?
- 70-летие для меня - не итог. Это просто "парад" - отметить годы жизни со своими земляками, друзьями, показать им свои работы, ведь я очень редко выставляюсь - раз в десять лет. Не мне судить о моих достижениях, но я кое-что умею, что-то меня радует, и мне хотелось бы еще многого достичь - глубины, высоты в познании мира.
- Творчество и реальная жизнь - совместимые понятия?
- Художник все видит. Конечно, большого желания, например, идти на выборы у меня нет, потому что эта вся "суперигра" мне не по душе, но меня очень волнует все происходящее вокруг - то, что мы в России очень плохо живем, что в стране много обмана. Однако в творческом плане я остаюсь таким же, каким был в юности. Ничего не меняется, за исключением того, что я становлюсь опытнее, мудрее, слушаю больше, чем сам говорю.
- Сегодня творческим людям предоставлена масса возможностей для самовыражения, причем талант иногда неплохо продается. Вы легко приняли правила современной жизни?
- Возможности для творчества зависят только от меня - при любой власти. В советские годы нас объединяли в союзы художников, в партийные организации. Творческая интеллигенция всегда была под прицелом КГБ. Но! У нас были хорошие льготы и много других преимуществ. А сейчас художник предоставлен сам себе. Сильный ты творец, хочешь ты самовыражаться, отвечать творчеством на свои чувства и свои переживания, которые вкладывает в тебя окружающая жизнь, значит, ты будешь настоящим художником. Но если тебе нужны только деньги, и ты начинаешь жизнь в искусстве с салона, где зарабатываешь на своих полотнах, значит твоя цель - низменна. Сейчас я живу хуже, чем жил раньше. Потому что сегодня большую роль играют деньги, а у меня их нет. Я не пишу картины ради заработка, иначе я превращусь в ремесленника. Тем более, что по-настоящему стоящую работу сегодня на Камчатке никто не купит.
- А на что же вы живете?
- На пенсию. Жена у меня работающая. Я только иногда выполняю заказы - для людей, которые хотят подарить мои картины своим друзьям, уезжающим с Камчатки. И к таким заказам я отношусь очень серьезно.
Во всем ищу свою пластику
- Сколько времени уходит на написание акварели?
- Как говорили талантливые, вся жизнь и... 15 минут. Картину в зависимости от техники можно исполнить за короткий срок. Акварель позволяет быстро работать. Но это сложный процесс, ведь в течение всей жизни у художника отработана система общения с природой, с людьми, с животными. Ты ищешь в окружающей действительности свои знаки, ключики, которые и чувства пробуждают, и разуму дают пищу. Постепенно ты начинаешь формировать все это в определенную структуру мышления, и, наконец, приходишь к окончательному варианту, садишься и работаешь. Тогда меньше ошибок на бумаге - в технике. Иногда каким-то сюжетом я могу жить и год, и полтора, но где бы я ни был, с какой бы натурой не работал, я всегда ищу свою пластику.
- Первую свою серьезную картину помните?
- Вообще я сначала рисовал наш Петропавловск, но не придавал этому значения до того момента, пока в 1961 году меня не пригласили на выставку. Это были рисунки, сделанные пером, их считаю своей первой удачей.
"Я не Репин, но цену себе знаю"
- Как художник Шохин сам себя оценивает?
- Я держу планку очень высоко. Я не могу рисовать, как, например, Репин, я - другой человек, я - Шохин, и у меня своя страница, свой стиль - это то, что не каждому творцу удается найти.
- Виталий Александрович, искусство, как известно, - для народа. Но ведь народ сегодня озадачен совсем другими проблемами. Для чего творить, если, как вы говорите, у нас давно перевелись ценители прекрасного?
- И вчера, и сегодня искусство - только для народа! Картины висят в квартирах у кого? У народа. Народ смотрит на эти сюжеты, вспоминает, переживает. Мои пейзажи характерны только для Камчатки и для камчатцев. Человек взял картину и расслабляется, он видит в этой работе мир, который ему знаком, и который он способен прочувствовать, живя здесь. Вот ради этих людей, ради таких моментов - вся моя жизнь и все мое творчество.