Наш земляк Владимир Синетов - один из лучших российских горнолыжников всех времен. В 80-е годы прошлого века он трижды становился чемпионом Советского Союза, участвовал в чемпионатах и кубках Мира и Европы, был кумиром многих камчатских мальчишек. Сейчас Владимир Николаевич работает в Областной федерации футбола, но говорили мы с ним все же о горных лыжах. И еще о том, как жили знаменитые советские спортсмены в годы развитого социализма.
Треть года - "за бугром"
- Сколько месяцев в году вы находились за пределами Камчатки, страны?
- За пределами Камчатки - месяцев 9-10, за рубежом - месяца четыре. Выездам за границу, естественно, предшествовали собеседования в обкоме партии. В Москве приглашали и на Старую площадь в ЦК, и на площадь Дзержинского. Вопросы везде задавали одни и те же: выясняли моральный облик, настроение.
- За границей успевали поездить по городам, на экскурсии, походить по магазинам, дискотекам?
- Ни на какие экскурсии и дискотеки времени не оставалось. А вот без шоп-тура на гроши, которые выдавались в валюте, не обходилось. В те годы это было приятное приложение к соревнованиям.
- Недавно один из известных футболистов тех лет признался, что многие советские спортсмены, выезжавшие за границу, занимались бизнесом. Там что-то покупали, здесь перепродавали.
- Время было такое. Нас это коснулось меньше, может быть потому, что город у нас маленький. Но я этим вообще не занимался. Мой отец работал председателем облисполкома, представляете, какова была бы реакция, если бы узнали, что его сын спекулирует. К тому же мне лично денег хватало. Я с 16 лет работал инструктором по спорту и получал зарплату около 500 рублей в месяц.
- Экипировка горнолыжника очень дорого стоит. Членов сборной оснащали всем необходимым или что-то приходилось покупать на свои деньги?
- Конечно, нас обеспечивали всем необходимым, но все равно хотелось иметь что-то более дорогое, качественное, фирменное. Я копил деньги, что-то продавал и покупал. Это был нормальный процесс.
- Кроме стипендии, у спортсменов были какие-то льготы и привилегии?
- Конечно. Было и право на получение квартиры, и на покупку машины. Но решение этих вопросов возлагалось на местные власти.
- То есть на председателя облисполкома Николая Алексеевича Синетова?
- Да. Именно поэтому я все получал в последнюю очередь. Квартиру, например, мне дали только после того, как я женился.
Тягачев о нас помнит
- Отец сыграл роль в вашей спортивной судьбе?
- Многие почему-то считали, что мои спортивные достижения, в первую очередь, заслуга отца. Конечно, родители могут помочь детям во многом, но помочь достичь высокого результата они не могут. Другое дело, что в те годы и председатель облисполкома, и 1-й секретарь обкома партии Качин сами очень любили горные лыжи. У Дмитрия Ивановича сыновья катались. Эта любовь сказалась и на отношении к этому спорту в области, и на наших результатах.
- Получается, что у нас был великий хоккей, потому что его любил Брежнев, а достижения в теннисе - из-за Ельцина?
- Да, здесь есть прямая и непосредственная взаимосвязь.
- Путин любит горные лыжи, у него президентский срок уже заканчивается, но про успехи горнолыжников что-то не слышно.
- Тем не менее, надежда есть и очень большая. Зимняя Олимпиада 2014 года пройдет в России. Во главе Олимпийского комитета стоит Леонид Тягачев, горнолыжник, который в 1981 году был признан лучшим тренером мира. Без нашего региона горные лыжи представить нельзя. Именно после подготовки сборной на Камчатке, мы завоевывали Кубки Мира и Европы, олимпийскую медаль. Это Тягачев помнит.
- Вы со многими известными горнолыжниками лично знакомы?
- Я знаком со Стенмарком, которого считаю самым великим горнолыжником всех времен и народов, горжусь, что мы с ним одногодки. Знаком с Томбой, Зайлером, Анной-Марией Прель. Правда, тесных отношений между нами не было. Это сейчас можно ездить друг к другу в гости. А в то время такие контакты не приветствовались. Мы встречались, говорили друг другу: "Привет!", знали, кто и как выступает, но не более того.
- Давайте вспомним известных камчатских горнолыжников. Где они сейчас?
- Сергей Чаадаев работает со сборной России, Владимир Фоломеев живет и работает здесь. Сергей Петрик - в Москве. Игорь Уткин - в Финляндии (у его жены финские корни). Варя Зеленская вышла замуж за француза и живет во Франции.