В начале 80-х годов прошлого века, когда начала падать цена на нефть и денег в бюджете стало не хватать, правительство подняло цены на водку. Потребитель сначала расстроился, а затем понемногу адаптировался к ситуации - увлекся самогоном, всякими заменителями алкоголя.
Поняв, что таким образом эффекта не добиться, власти отыграли назад. Наряду с дорогой "Пшеничной" в продаже появилась недорогая водка для массового покупателя, которую этот покупатель прозвал "андроповкой" по фамилии тогдашнего руководителя СССР.
Похоже, что история повторяется. Вот что сообщило управление информации Росспиртпрома:
- В начале следующего года предприятия отрасли начнут выпускать "народную водку" по "доступной цене". В магазинах полулитровая бутылка такой водки будет стоить "чуть более 60 рублей". С заводов продукция будет отпускаться по цене 53 руб. за бутылку. "В эту цену входит себестоимость и налоги, никакой прибыли Росспиртпром от этого проекта не получит", - говорится в сообщении управления информации.
Очевидно, что подобный шаг направлен на то, чтобы отвлечь любителей алкоголя от дешевых, но сомнительных и опасных суррогатов, которые по-прежнему можно свободно купить с рук и в некоторых магазинах. Так, по сообщению отделения информации и общественных связей УВД Камчатской области, только в магазине "Фирюза", что в пос. Лесной Елизовского района недавно было изъято 360 бутылок напитка, на которые администрация не смогла предьявить никаких документов.
Является ли "дешевая водка" шагом в верном направлении?
По мнению депутата областного Совета, известного бизнесмена Рашида Шамояна, в основе каждого производства лежит его рентабельность. У Росспиртпрома нет сети своих магазинов ни в городах, ни, тем более, в деревнях, где спрос особенно высок. А работать себе в убыток, производя и торгуя такой водкой, не согласится ни один предприниматель. И вообще, дешевая водка - это путь к спаиванию населения. Как такой шаг будет соотноситься с национальным проектом "Здоровье"?
А вот что думает по этому поводу другой депутат СНД Владимир Куркин:
- Что касается дешевой и дорогой водки, то за последние 16 лет в России цены на основные продукты питания выросли в 2500 раз, а водка - всего в 150 раз. Появление "дешевой водки" - показатель того, как власть "заботится" о своем народе. Кому-то очень хочется, чтобы лет через 10 мы все вымерли, а на нашу землю пришли эмигранты.
Через два года после появления "андроповки" ЦК КПСС принял постановление, направленное на борьбу с пьянством и алкоголизмом - "сухой закон". Чем обернется нынешняя забота о здоровье нации, можно только предполагать. Те, кто пьют дорогие напитки, вряд ли изменят своим пристрастиям. Перейдут ли на "народную водку" любители стеклоочистителей - вот в чем вопрос?