Примерное время чтения: 3 минуты
3494

10 лет назад на Камчатке всем миром спасли экипаж военного батискафа АС-28

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Камчатка» 11/08/2015
«Спасибо за жизнь!»
«Спасибо за жизнь!» АиФ

Тогда с глубины около 200 м подняли батискаф АС-28. Семеро моряков провели в подводном заточении 76 часов. Их спасли благодаря анонимному звонку на радиостанцию.

Предложили молиться

10 лет назад около полудня 5 августа в службу новостей популярной камчатской радиостанции позвонила неизвестная женщина. Она сообщила, что в бухте Берёзовая в Беринговом море утонул батискаф с военными моряками, и бросила трубку. Корреспондент Гузель Латыпова тут же обратилась за комментарием к командующему войсками и силами на Северо-Востоке России вице-адмиралу Виктору Гаврикову и услышала: «Без комментариев». Уже в полдень в радиоэфире, а также на лентах российских информагентств появились первые сообщения о ЧП в Берёзовой. Новость начала обрастать подробностями. Лишь к вечеру военное ведомство начало комментировать ситуацию…

– Была пятница, «тухлое» дежурство на радио, никаких новостей, — вспоминает Гузель Латыпова. — И тут сообщение от женщины. А через несколько минут после неё звонит Оксана Гусева, собкор федерального информагентства, жалуется, что новостей нет, а РИА требует чего-нибудь на ленту. Мы с ней на всякий случай и решили проверить информацию. Оксана через своих информаторов в МЧС и т. д., а я напрямую Гаврикову позвонила. Потом мы дежурили под штабом, у военного аэродрома, у причала, где америкосы и англичане сгружали оборудование, в Завойко искали родных, откачивали жену командира экипажа после посещения «психологов» из штаба, которые предложили ей молиться...

Помог «скорпион»

…Батискаф на глубине 190 м запутался в рыболовной сети, намотавшейся на тросы системы обнаружения подводных лодок. На борту находились семь человек: командир капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский, навигатор Анатолий Попов, члены экипажа Сергей Белозёров, Александр Уибин, Александр Иванов и Валерий Лепетюха, а также представитель нижегородского завода Геннадий Полонин.

Батискаф АС-28. Фото: АиФ

Выяснилось, что для спасения глубоководного аппарата на Дальнем Востоке нет соответствующей техники. Позже, во время следствия, военная прокуратура выяснила, что в результате непрофессиональных действий в первые же сутки операции по спасению АС-28 был повреждён и выведен из строя рабочий телеуправляемый подводный аппарат «Веном», который военно-морской флот приобрёл после катастрофы с атомной подлодкой «Курск».

Впервые в новейшей истории Россия тогда приняла помощь от других государств. На спасение русских моряков вышли военные суда из Японии, а также прилетели военные спасатели с оборудованием из США и Великобритании. Первыми к месту происшествия дошли англичане. Спасти россиян помог беспилотный английский аппарат «Скорпион», который перерезал удерживавшие АС-28 тросы подводной системы гидрофонов. За операцией следил весь мир. А такого количества представителей иностранной прессы в Петропавловске-Камчатском, как в начале августа 2005 года, не было никогда.

Кстати
Позже экипаж АС-28 был расформирован, а батискаф модернизирован в Нижнем Новгороде. Командование ВМФ РФ расценило инцидент как аварийное происшествие с кораблём. Итогом расследования стали выговор, объявленный командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Виктору Фёдорову, а также неполное служебное соответствие начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Константину Сиденко и командующему войсками и силами на Северо-Востоке вице-адмиралу Виктору Гаврикову. Замкомандующего войсками и силами на Северо-Востоке России контр-адмирал Александр Заика был освобожден от занимаемой должности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах