Петропавловск-Камчатский, 15 марта — АиФ-Камчатка. Итоги деятельности судов Камчатского края за прошлый год были подведены на пресс-конференции в Управления Судебного департамента.
Ежегодно российскими судами рассматривается 4,5 млн. уголовных, 14,5 млн. гражданских дел, около 5,5 млн. дел об административных правонарушениях. Камчатские судьи также не сидят без дела.
В 2012 году суды общей юрисдикции Камчатки рассмотрели почти 91 тысячу дел дел, из которых окончено уголовных — почти 3 тысячи, гражданских — 44 тысячи, об административных правонарушениях — около 25 тысяч.
120 дел в месяц
Мировые судьи рассмотрели более 53 тысяч дел. Получается, что в среднем один мировой судья рассматривает по 120 дел в месяц, хотя распределяется эта нагрузка неравномерно. Активнее всего работают судьи в Петропавловске и Елизово. 10 судей рассмотрели более 2000 дел за прошедший год, а двое — и вовсе свыше 3000.
О том, как облегчить нагрузку на судей, говорили на Всероссийском съезде судей. Рассматривали несколько вариантов: шире применять примирительные процедуры; оглашать в ходе заседаний только резолютивную часть приговора; сократить категории дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению судьями: назначать мировых судий не на конкретный участок, а в судебный район и т. д.
Как рассказал начальник Управления Судебного департамента в Камчатском крае Андрей Кудрин, в прошлом году осудили 2 тысячи человек, из почти каждый десятый — женщина. Также через суд прошёл 21 несовершеннолетний. Оправдательный приговор получили 6 человек, 31 был реабилитирован.
На первом месте среди преступлений, которые совершаются на Камчатке — преступления против собственности, их 44 %, на втором — дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, на третьем — преступления против личности.
На Всероссийском съезде судей в декабре 2012 года. Фото с сайта арбитражного суда |
«Взяли» за взятку
В 2012 году было рассмотрено 30 уголовных дел коррупционной направленности. Это на четыре больше, чем в 2011 году. За дачу взятки осуждено 9 лиц, за получение — 6, за злоупотребление служебным положением, халатность, подлог — 15. Как отметил Андрей Кудрин, «в общем-то, преступления коррупционной направленности составляют небольшую часть уголовных дел, порядка полпроцента». Наиболее часто их совершают сотрудники милиции в сфере регулирования безопасности дорожного движения, в сферах рыболовства, исполнения наказания, а также здравоохранения. Размер взятки в крае варьируется от 5 до 500 тысяч рублей.
Практика наказаний за взятки существенно изменилась в связи с внесением в Уголовный Кодекс наказания в виде штрафа, кратного размеру подношения — все чаще его назначают вместо лишения свободы.
За последние годы снижается количество осужденных к лишению свободы. В прошлом году этот показатель по Камчатке — 26,6 % от всех осужденных, в то время, как в среднем по России в тюрьму отправляется 28 %.
Также уменьшается количество условных сроков. Все чаще суды наказывают штрафами, исправительными работами и ограничением свободы. Сокращается практика применения такой меры пресечения, как заключение под стражу.
Уменьшается и количество осужденных несовершеннолетних. Их на 34 % меньше, чем в 2011 году.
Что касается гражданского судопроизводства, здесь основную часть дел составляют налоговые споры и защита прав граждан в области жилищно-коммунального хозяйства.
В 2012 году на Камчатке рассмотрено почти 25 тысяч административных дел, привлечено к ответственности 20 тысяч человек, к штрафам — более 12 тысяч. В основном привлекают к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Общая сумма, на которую оштрафовали камчатцев, составила 144,8 млн. рублей. Вместе с тем, взыскание штрафов оставляет желать лучшего, в 2012 году удалось получить всего 7,8 % от общей присужденной суммы.
Чем недовольны журналисты
В то же время, многие отмечают закрытость судебной системы от прессы. Например, на заседаниях по поводу резонансных уголовных дел нередко запрещают вести видеозапись или фотосъемку. Как объяснили судьи, зачастую это связано с требованиями участников процесса. Например, вспышки фотоаппаратов отвлекают подсудимого. Судья может подходить в таких случаях дифференцировано: разрешить съемку лиц, за исключением тех, кто этого не желает.
Другой упрёк от журналистов получили судебные приставы за осмотры, которым подвергают приходящих на суды.
Как объяснили конференции, на ведение видеосъемки в зале заседаний требуется разрешение председателя суда, «но вряд ли когда-нибудь вы получите отказ». В то же время, существуют требования безопасности и перечень предметов, которые к проносу однозначно запрещены. Судя по всему, осторожность тут нелишняя. Допустим, травматические пистолеты на входе в залы заседаний Камчатки изымаются регулярно. Бывали и случаи применения боевого оружия в судах, в которых пострадали люди.