Примерное время чтения: 11 минут
942

Рукописные мемуары генерал-майора Макарова нашли на Камчатке

Фото из семейного альбома

Старенькие двухэтажные дома на улице Океанской расселили ещё весной. Микрорайон «вымер» — жить здесь осталось всего несколько семей. Обветшавшие здания от мародёрства и поджогов защищает одно из камчатских охранных предприятий. Его сотрудники и обнаружили рукописную историю человека, жившего в начале прошлого века.

- На обходе мы заглянули в одну из квартир, — рассказывает Вадим Пугач, житель Петропавловска, — на полу среди гор мусора и стареньких книг лежали две толстые коричневые тетрадки. Я сразу обратил на них внимание. Открыл одну из них, а там такое…

 
Страница из первой тетради генерал-майора  

Содержание рукописей отводит читателя в далёкие 1900-е, их автор и главный герой повествования — Фёдор Алексеевич Макаров, родился далеко от Камчатки — в деревне Дубовик Тверской губернии, в обычной крестьянской семье. В тетрадях описана история жизни этого человека, прошедшего непростой путь от деревенского мальчишки до учащегося военной академии. Несколько раз автор упоминает о том, что военную карьеру он закончил в звании генерал-майора. Этот факт впоследствии действительно подтвердится…

История с яркими штрихами

Тетради хорошо сохранились: лишь одна из них немного подмокла. Почерк автора разборчив, а слог — лёгок и доступен.

- Открыв рукопись, я уже не смог от неё оторваться. Обе тетради прочёл взахлёб, — продолжает Вадим, — вторая тетрадка обрывается на 30 гг. XX века, а из рукописей видно, что автору уже за 70. Естественно, я отправился за продолжением. Думал, среди мусора мы не заметили третью, а, может, и четвёртую тетрадь. Но тщетно. История обрывается, её продолжения, к сожалению, нет.

 
Записки генерала к рукописям  

Изучив рукописи вдоль и поперёк, Вадим передал их Ирине Витер, историку, главному специалисту краевой библиотеки им. Крашенинникова. Их будущее уже определено. Отрывки дневника будут опубликованы в 2013 г. в материалах ежегодных Крашенинниковских чтений. 

- Найденные на Океанской записи — это история, история России, взятая не из официальных документов, а переданная человеком того времени — история с бытовыми подробностями и яркими штрихами тех лет… — рассказала Ирина Витер. — Такие исторические документы находят, конечно, нечасто. Например, в прошлом году в Краевой объединенный музей передали рукописи и фотографии, принадлежавшие Е. П. Орловой  — известному этнографу, исследователю культуры народов Сибири и Дальнего Востока, так же обнаруженные совершенно случайно. И спасибо тем людям, которые не проходят мимо таких свидетельств истории.

Фото рассказывают

Автора найденных на Океанской мемуаров, Фёдора Макарова, в живых, конечно, уже нет — с момента его рождения минуло 111 лет. Однако у него есть дети и внуки, а может, и правнуки. Выяснить это «АиФ-Камчатка» удалось благодаря семейному фотоальбому Макаровых, найденному недалеко от тетрадей генерала.

- Вернувшись в квартиру за продолжением биографии, тетрадей, как я уже говорил, в комнате я не обнаружил. Зато нашёл старенький фотоальбом…, — рассказал «АиФ-Камчатка» Вадим Пугач.

 Мы внимательно изучили фото — альбом находится в прекрасном состоянии. Снимки вкладывались и бережно хранились в нём десятилетиями.

Фотографии, а также подписи, оставленные на их обратной стороне, продолжение жизни Фёдора Макарова не рассказывают, но указывают на некоторые интересные подробности.

Например, на снимке 1951 г. Фёдор Алексеевич в форме генерал-майора держит на руках своего 4-летнего внука.

 
Фёдор Макаров с 4-летним Юрой на руках  

Скорее всего, именно он — генеральский внук — Юрий Макаров, родившийся в 1947 году, и хранил воспоминания деда. Где он теперь и почему записи, раскрывающие события 100-летней давности, вдруг оказались никому не нужны — пока неизвестно.

Продолжение следует?

- Возможно, внука генерала уже нет в живых. На фото он уже пожилой… Квартира, в которой он жил, очень запущена. Думаю, её покинули многим раньше расселения. Её будто взяли и в одночасье бросили. Мы с коллегами обратили внимание на оставленную в комнате пачку чая — срок её годности закончился ещё в 2008… Хотя, это только предположение, может, хозяин просто переехал… — делится наблюдениями Вадим Пугач. 

Юрий Макаров жил в небольшой комнатке по адресу ул. Океанская д. 10, кв. 29. Его жильё, действительно, запущено и разрушено. Развалился даже мостик, ведущий в квартиру. Соседи Юрия Макарова, которых в микрорайоне осталось немного, твердят в один голос: «Лицо у мужчины знакомое, но лично его не знаем».

 
Мостик, ведущий в квартиру Юрия Макарова  

Судя по более современным снимкам, которые были найдены в альбоме, Юрий был моряком, а в недавнем прошлом, возможно, работал на автостоянке в микрорайоне «Горизонт». Так же известно, что в далёком 1951 г. он с дедом-генералом и с бабушкой был в Германии. 

 
С бабушкой в Германии  

Есть снимки и с матерью Юрия Макарова. Её имя — Клара. Много фотографий семья отсылала и некому дяде Юре — возможно, родному дяде внука генерала.

Последние фотографии в фотоальбоме заканчиваются зрелостью Юрия Макарова. На одном из фото генеральский внук стоит, скорее всего, со своей семьёй — «мы и попело» — гласит подпись к снимку («попело» — может быть, папа? — примеч. авт.). А это значит, что у автора дневников, генерал-майора советской армии, скорее всего, есть правнуки, а может, уже и праправнуки…

 
Юрий Макаров с семьёй  

Ставить точку в этой истории длиной в столетие — пока рано. Если родственники генерала найдутся, может, она и получит своё продолжение…

Если вам что-нибудь известно о семье Макаровых или вы являетесь потомком генерал-майора, звоните нам по тел. 8 (415-2) 22-05-32, 8-924-791-1808 или пишите - Nashformat@mail.ru

Как жили, что ели…

Две толстые тетради в коричневой обложке, почти в 200 страниц каждая описывают жизнь будущего генерала с 1906 г. по 1931 г. «Родился я в феврале 1901 года в деревне Дубовик, Куркинского прихода, Бурцевской волости, Ржевского уезда, Тверской губернии, в семье, видимо, крепкого середняка-крестьянина», — это строки автобиографии Макарова Ф.А. Автор подробно рассказывает о своём детстве, о жизни своей семьи, о нелёгкой доле русского крестьянства.

Жить в русской деревне начала прошлого столетия было трудно. Питались крестьяне скудной и грубой пищей — щами с серой капустой, мало ели мяса и молока. Хлеб всегда экономили. В полях сеяли «Рожь» (автор пишет это слово всегда с большой буквы), сажали картофель, в огородах выращивали лук, морковь, свеклу, репу…

 
Фото с сайта russianlook.com  

 

Деликатесом считался селёдочный рассол — сельдь для крестьян была непозволительной роскошью. А, к примеру, помидоры в то время не жаловали — кому доводилось их попробовать, те «плевались до рвоты». 

«Ели чинно, тихо, не торопясь, не чавкая и не сопя, дед этого не любил», — так описывает традиционную трапезу в своей семье будущий генерал. 

Крестьяне ели ложками из общей посуды — тарелок, вилок, ножей не было. Ложки были именными, самая большая принадлежала главе семейства — деду.

Кстати, его фигуре автор уделяет большое внимание. Макар Иванович Царьков был настоящим хозяином, строгим, но добрым, набожным, истинным главой семейства, он всё держал в порядке, никогда не ругался, только изредка говорил «едять его мухи».

Также Фёдор Макаров — кстати, фамилия будущему генералу досталась от имени деда, — рассказывает о своей трудолюбивой матери, о добром, но выпивающем отце, о красивой и жёсткой по характеру бабушке, о своих дядях и их жёнах, о родственниках матери…

В детстве, как становится ясно из дневников, он нередко бывал в Петербурге — сюда на заработки ездил его отец. Именно здесь, в культурной столице России, будучи ребёнком, Макаров впервые увидел автомобиль — отец, говоря, что мчащаяся по Лиговке (Лиговскому проспекту) машина — это огромный волк, здорово перепугал ребёнка.

 
Фото с сайта russianlook.com  

 Начальное образование Фёдор Макаров получил в деревне: учился он неплохо, очень любил читать, однако был большим озорником, за что нередко стоял в углу на горохе и лишался обеда. 

А в 1911 г. 10-летним мальчишкой он переехал в Санкт-Петербург, где его и без того непростое детство закончилось — он пошёл работать посудомойкой…

Заканчивается история 1931-м годом,. поступлением Фёдора в военную академию им. Фрунзе.

Напомним, ближе с содержанием дневников можно будет познакомиться в материалах ежегодных Крашенинниковских чтений, проводимых Краевой научной библиотекой им. С. П. Крашенинникова. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах