В любом музее есть экспонаты, рядом с которыми экскурсанты всегда задерживаются несколько дольше. В музее истории Пограничного управления ФСБ России по Восточному Арктическому району никто не проходит мимо картины, написанной в 1985 году известным камчатским художником Фёдором Дьяковым.
На полотне – терпящее бедствие небольшое рыбацкое судёнышко. Серо-зелёные волны разбиваются в пену и брызги о палубу бедолаги, уже завалившегося на бок. Кажется, ещё мгновение и судно, разбившись о скалы, превратится в груду обломков. А как же люди? Рыбаки обязательно будут спасены. Над судном уже завис вертолёт с красной звездой. Трос, спущенный с него, поднимает последнего члена экипажа.
О подвиге, который совершили наши моряки и вертолетчики 45 лет назад, читайте в материале «АиФ-Камчатка».
Неласковый тайфун
Это не сказка со счастливым концом, не вымысел художника, пожелавшего прославить военных лётчиков. Всё, что автор изобразил на картине, происходило на самом деле. Словно в доказательство, рядом с картиной вывешена чёрно-белая фотография с аналогичным сюжетом.
В марте 1977 года моряки-пограничники приступили к контролю за районами регулируемого рыболовства. Пограничный сторожевой корабль «Айсберг» – самый молодой ПСКР Краснознамённой дивизии пограничных сторожевых кораблей – под командованием капитана 1 ранга Василия Вересова вышел на боевое дежурство в район Курильских островов. На борту находился вертолёт палубной авиации Ка-25.
Тайфун с ласковым именем «Люся» приближался к Курилам со стороны Японии со скоростью 50 километров в час. Командир принял решение уйти в укрытие. Штормовали почти трое суток, и вдруг в эфире прозвучал сигнал бедствия. Радиограмму SOS отправили с рыболовного траулера «Свободный». 6 марта небольшое судно шторм вышвырнул на скалы в двух километрах севернее курильского острова Парамушир. Рыбакам грозила неминуемая гибель.
Василий Вересов принял решение следовать в район бедствия. Расстояние около сорока миль «Айсберг» преодолел за кратчайшее время. Однако на месте стало ясно, что спасти людей – задача не из простых. Ветер не собирался утихать, и подойди «Айсберг» чуть ближе к «Свободному», его запросто могла ожидать та же участь. Однако с большого морозильного траулера «Тымовск», также откликнувшегося на сигнал SOS, спустили баркас, на котором находилось восемь моряков. Они рискнули добраться до «Свободного» и помочь экипажу с высадкой.
То, что это была плохая идея, стало ясно уже через несколько минут. Огромная волна подхватила баркас, словно щепку, и «спасатели» сами оказались в воде. По счастливой случайности никто из них не погиб в ледяной пучине – все добрались до траулера «Свободного».
Единственный шанс
Командир экипажа вертолёта капитан Анатолий Ковалёв находился на главном командном пункте «Айсберга». О чём он говорил с Вересовым, остаётся лишь догадываться. Но оба офицера понимали, что единственный шанс спасти людей – поднять в воздух Ка-25.
В конструкторском бюро Камова над усовершенствованием вертолётов палубного базирования трудились скрупулёзно. Ка-25 оказался очень удачной моделью. Мощный двигатель, надёжная противообледенительная система, большая продолжительность полёта делали машину незаменимой при использовании в сложнейших условиях. В числе главных технических заданий бюро во время разработки вертолёта значилось обеспечение проведения посадки на палубу корабля во время боковых и килевых качек и при скорости ветра – 18 метров в секунду.
Одним из важнейших предназначений Ка-25 являлось спасение людей с терпящих бедствие кораблей и судов. Лётчики регулярно отрабатывали эти навыки во время тренировок. Однако применять их на практике, да ещё и в столь суровых условиях, им не доводилось.
Рулевые «Айсберга» под руководством Василия Вересова поставили корабль по направлению к волне так, чтобы она как можно меньше его раскачивала.
Экипаж вертолёта облачился в серебристые морские спасательные костюмы. Командир Анатолий Ковалёв, штурман Владимир Казаков, борттехник Николай Пензов заняли привычные места.
В считанные минуты моряки «Айсберга» сняли крепления, удерживающие винтокрылую машину на палубе. И практически в то же мгновение Ка-25 взлетел. Медлить было нельзя. Из-за качки незакреплённый вертолёт запросто мог скатиться в море.
Удача героев
Но самое сложное ждало впереди. Шторм нещадно раскачивал траулер «Свободный», ветер, словно накапливая силы, обрушивался порывами. Это была проверка на прочность, работа за гранью возможностей. Капитан Ковалёв понимал, что идёт на огромный риск.
Подъём рыбаков с палубы корабля производился с помощью бортовой лебёдки. Трос раскачивало с громадной амплитудой, несколько заходов лётчикам пришлось сделать «холостыми», чтобы изучить обстановку и приспособиться к направлению и скорости ветра.
Экипаж работал максимально осторожно, стараясь рассчитать подлёт так, чтобы уставших от борьбы со стихией людей ветром от винтов не сдуло в море.
Поднятых на борт Ка-25 рыбаков по несколько человек транспортировали на остров Парамушир, где их встречали пограничники заставы «Мыс Васильева». А лётчики снова отправлялись в район бедствия. И так десять раз.
7 часов 52 минуты чистого времени Ка-25 находился в воздухе. Для дозаправки ему пришлось возвращаться на «Айсберг». В общей сложности спасательная операция длилась около двенадцати часов. Были спасены 36 человек (28 - экипаж «Свободного» и 8 - с плота второго судна, которое их пришло спасать).
Позже командир вертолёта Анатолий Ковалёв скажет: «Выпавшую на нашу долю удачу я делю пополам: на 50 процентов она стала возможной благодаря экипажу, а на оставшиеся 50 процентов – благодаря нашей «Ласточке». Так экипаж любовно называл свой Ка-25.
История фотографии
О подвиге, который по праву вошёл в летопись Пограничной Службы, писали центральные советские газеты. Фотография «Мужество», на которой Ка-25 спасает члена экипажа терпящего бедствие судна, заняла первое место на международном конкурсе газеты «Правда» в 1977 году. В мае 1978 года снимок Вячеслава Смирнова опубликовал журнал «Советское фото». Вероятно, именно эта работа вдохновила на создание картины камчатского художника Фёдора Дьякова.
Между тем, споры о появлении той фотографии ведутся по сей день. Конечно, художественную фотосъёмку 6 марта 1977 года у берегов Парамушира никто не вёл. Поэтому некоторые профессионалы были уверены, что снимок – всего лишь удачный фотомонтаж, другие считали, что работа выполнена в ходе римейка реальных событий, воспроизведённых специально для фотоконкурса.
О том, как на самом деле появилась фотография, рассказала внучка Вячеслава Смирнова Наталия Гончарова: «По воспоминаниям деда, на спасение траулера «Свободный» направили не только вертолёт со сторожевого корабля «Айсберг», но и второй – с погранзаставы «Мыс Васильева». Цель была проста и понятна: подстраховать моряков-пограничников в случае чрезвычайной ситуации. К экипажу этого вертолёта и присоединился мой дед Вячеслав Смирнов, по счастливой случайности находившийся на Парамушире в командировке. Снимал он с борта, лёжа на полу и высунувшись из открытой двери. Впереди – ветер, шторм, в руках – тяжёлый фотоаппарат, а сзади поддерживают только руки штурмана. Ни о каком страхе думать тогда не приходилось: прямо перед глазами в окошке видоискателя совершался подвиг, о котором можно будет не только рассказать, но и показать. Ради экипажа «Ласточки» и чудом спасённых рыбаков следовало рискнуть…»