Преподаватель изостудии «Радуга» вилючинского Центра развития творчества детей и юношества Татьяна Пономарёва недавно вернулась из Красноярска, где состоялся финал Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Событие это знаковое: камчатский педагог впервые попал в число его победителей.
Без перегрузок
Судьба у Татьяны Геннадьевны удивительная. Родилась в Казахстане, куда родители поехали поднимать целину по комсомольскому призыву. Выполнив задание Родины, мама и папа вернулись домой, на Украину. Росла Таня в Мариуполе. Воспитание было в духе коммунизма — за этим следила бабушка, прокурор города.
– Так что воспитали меня правильно, даже чересчур, — улыбается педагог. — Родня у нас большая, и родители были замечательные. Правда, отец умер рано, и мама нас, троих детей, поднимала одна. Я самая младшая. А теперь у самой трое детей.
В детстве у меня была мечта — играть на пианино. Но педагог музыкальной школы, когда меня увидел, отказался: «Этого ребёнка перегружать нельзя!» — я была слабенькая, болезненная.
Жили мы открыто: полдвора бабушек, все отслеживают детвору. Мама была очень умной и трудолюбивой — могла за ночь связать кофту, чтобы утром я пошла в школу в обновке. У нас была огромная библиотека, и мама всю классику рассказывала нам на ночь, по главам, вместо сказок.
Брат с сестрой ходили в изостудию в Доме пионеров, и я за ними — хвостиком. Как только подросла, пошла туда же, мне очень нравилось рисовать. Жанна Григорьевна, мой первый педагог, была замечательным учителем. Она находила подход к каждому ребёнку, видела в нём потенциал и старалась его раскрыть.
Так что моё детство было счастливое! Жили хорошо, дружно, не видели никаких проблем. Говорили все на русском языке, а за столом пели украинские песни. Поэтому бесконечно удивляюсь тому, что там сейчас творится. У меня и у мужа вся родня на Украине. Общаемся постоянно, созваниваемся. Но говорим только на личные темы. Однажды «просклоняли» по телефону Порошенко — нас тут же отключили.
На всю жизнь
– А как вы пришли в профессию?
– После изостудии, в 8 лет, пошла в художественную школу. Там был другой уровень, сильные педагоги и классическое образование: скульптура, рисунок, графика, история искусств. Окончила с отличием. Я и сейчас очень люблю рисовать, особенно графику — карандаш всегда под рукой.
А после средней школы работала на кондитерской фабрике — маме надо было помогать. Там я стала настоящей «сладкой женщиной»! А потом вышла замуж и мы поехали на Камчатку — по направлению мужа, штурмана-подводника.
Приехали в Рыбачий, пошли гулять с детьми. И увидели объявление: «На работу в Дом детского творчества требуются…». Я зашла, поговорила с директором, и та, разглядев во мне педагога, сразу предложила открыть изостудию. Так и началась моя педагогическая карьера. Я преподавала так же, как преподавали мне. Рисование, аппликация, лепка. Набрала сначала малышей-дошкольников. Потом — больше, работала с утра до вечера. Всё время была среди детей. На следующий год родители уже приводили ребятню сами, на мою фамилию записывались. Работая параллельно со всеми возрастами, я и сама обучалась. Видела результат — это здорово! И мне очень нравилось: нашла то, что искала. То есть любимую работу на всю жизнь.
В десятке лучших
– Как вы попали в финал Всероссийского конкурса?
Подготовила пакет документов, программу, визитную карточку и отправила. На заочном этапе было 158 кандидатов в шести номинациях, а в нашей номинации, художественной, было больше всего претендентов, около 50. Из них отобрали десять. И я попала в их число.
Конкурс проходил в Красноярске с 7 по 11 ноября, с очень насыщенной программой, на нём были представлены 35 регионов. В первый же день состоялся конкурс-импровизация, тему которого мы узнали за 15 минут до начала. Представьте себе такое задание: создать новый мир, найти в нём место педагога дополнительного образования и провести фрагмент занятия в течение двух минут. Оценивались эрудиция, находчивость, умение проявить себя и работа в команде.
Потом был открытый урок на «чужих» детях. Мне достались второклассники, 12 девочек из танцевального кружка, которые не умели ни лепить, ни рисовать. Но урок прошёл идеально. Мы начали с того, что отправились в воображаемое путешествие на Камчатку, где нас встретил Кутх. Я выходила в кухлянке и лепила с детьми из солёного теста этого мудрого ворона. За 20 минут девчонки не только слепили Кутха в торбасах и кухлянке на заготовке с силуэтом Камчатского полуострова, но и украсили ему кухлянку бисером.
Домой я привезла море впечатлений и диплом финалиста.
Без права на ошибку
– Педагогика — дело нелёгкое и очень ответственное. Как находите ключик к детским сердцам?
– Вилючинск — маленький город, поэтому деток берём всех подряд, без отбора. Задача — научить увидеть мир глазами художника. И я учу любого ребёнка, стараюсь открыть ему этот волшебный мир. Как? Трудно сказать. Просто я — счастливый человек, мне даётся всё то, что люблю. И каждый урок — это маленькая жизнь.
У Татьяны Геннадьевны все дети — солнышки и умницы. Она любит ласкательные слова, хотя это методически не совсем верно.
– Я люблю детей, общение с ними для меня — всегда радость, — говорит педагог. — А если труд в удовольствие — жизнь хороша. Приходишь, падаешь от усталости. А на следующий день встаёшь — и снова вперёд, с радостью!
Ведь что такое учитель? Это скульптор, отсекающий всё лишнее. Это — сапёр, который не имеет права на ошибку. Это — кулинар, готовящий блюдо из знаний и опыта. Садовод, который растит цветы будущего. Музыкант, затрагивающий самые тонкие струны души. Психолог, помогающий ребёнку найти своё место в жизни. Это — актёр, который каждый день играет новую роль. Всё это я и есть — педагог дополнительного образования.