aif.ru counter
72

Камчатка не отпустила. Пилот вертолёта – о работе в малой авиации

Верит ли в приметы водитель крылатой машины?

Сергей Митрюков / Из личного архива

18 августа в России отметят День воздушного флота – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры нашей страны.

На Камчатке без крылатых машин не обойтись: некоторые населённые пункты располагаются в таких труднодоступных районах полуострова, что добраться до них можно только по воздуху. Как живут люди, постоянно держащие «курс на север», рассказывает командир эскадрильи вертолётов авиакомпании «ВИТЯЗЬ-АЭРО» Сергей Митрюков.

Мне бы в небо

От журналистского внимания накануне профессионального праздника пилот вертолёта почти с 40-летним стажем работы скромно отмахивается: говорит, что для красивых фотоснимков на страницах газеты есть улыбчивые молодые парни. Но после недолгих уговоров на беседу соглашается – главным аргументом становится то, что даже сегодня освоение профессии пилота многие считают несбыточной мечтой. И это, действительно, непросто.

– Я родился в Хабаровске, в моей семье никто не был связан с небом, а вот мне этого очень хотелось, – рассказывает Сергей Алексеевич. – После школы поехал поступать в военное лётное училище, но что-то царящие там порядки мне не понравились: я ещё курсантом не успел стать, а мне уже предложили туалеты драить. Подумал, что уж точно не для этого пол страны пересёк, поэтому поехал искать другое место для обучения лётному делу. Только вот в тот год моим планам не суждено было сбыться: на обратном пути в поезде я подхватил инфекционное заболевание и перед членами приёмной комиссии Кременчугского лётного училища гражданской авиации предстал не в лучшей форме. Какое уж тут зачисление, если здоровье пилотов должно быть «космическим»?

На следующий год снова в училище не поступил, опять здоровье подвело. Два года отслужил в армии – призвали, кстати, на Камчатку, и только спустя четыре года после окончания школы стал первокурсником лётного училища на Украине.

А после – годы учёбы и распределение на полуостров, в лётный состав Халактырского авиапредприятия. Сам попросился, сильно за годы службы отдалённый край запал мне в сердце. Думал тогда, как и многие: полетаю три года, посмотрю полуостров, да на большую землю. Как видите, так и не улетел, хотя летаю постоянно (смеётся).

Надежда на руки и голову

В 2010 году Сергей Митрюков пришёл в авиакомпанию командиром крылатой машины, а уже в 2013 возглавил эскадрилью из 20 вертолётов МИ-8 и Ми-2. Несмотря на должность, Сергей Алексеевич регулярно садится за штурвал и каждый раз снова и снова проходит предполётную подготовку. Она одинакова для всех: и для умудрённого сорокалетним опытом работы командира эскадрильи, и для вчерашнего выпускника училища.

– В день полёта работы хватает всем: экипаж проходит медицинский контроль, бортмеханики готовят воздушное судно, командир и второй пилот, анализируя сводки погоды, принимают решение – поднимется вертолёт в небо сегодня или нет, – делится профессиональными секретами Сергей Алексеевич. – Конечно, полёт на вертолёте существенно отличается от «больших» самолётов, но соблюдение всех требований безопасности для нас – неукоснительное правило. Да и сделать перелёт максимально комфортным мы тоже стараемся: пусть на наших вертолётах не разносят еду небесно красивые стюардессы, но бортмеханик зорко приглядывает за всем, что происходит в пассажирском салоне. А уж мы, пилоты, доставим всех, куда нужно.

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: К лётчикам предъявляются серьёзные требования: и к состоянию их здоровья, и к профессиональным навыкам, и к теоретическим знаниям. Пилотов малой авиации это тоже касается?

Сергей Митрюков: А как же! Все увесистые папки, которые вы видите вокруг (Сергей Алексеевич показывает на книжные шкафы. Прим. ред.), – личные дела каждого пилота нашей авиакомпании. В них собрана вся информация: где родился, учился, летал, снова учился, снова летал и так до бесконечности. Мы обновляем свои знания всю профессиональную жизнь, по-другому просто не получится. Пилоты проходят курсы повышения квалификации ежегодно.

Есть и внутреннее обучение, которое организует командирско-лётный состав для рядовых пилотов. Мы разбираем, в том числе и случаи авиакатастроф: когда случается нештатная ситуация, мозг уже автоматом анализирует возможные причины происшествия. Так что абстрагироваться от прерванных полётов не удаётся, да и не нужно. Лучше подробно во всём разобраться и сделать всё возможное, чтобы не повторить ошибок коллег.

Фото: Из личного архива/ Сергей Митрюков

– Как же получается, что крылатые машины напичканы умнейшей электроникой, а трагедии в небе всё равно случаются?

– Многие молодые пилоты надеются только на технику, забывая, что она тоже может отказать. Но пилот обязан уметь доставить людей до места назначения, надеясь только на свои руки, голову и профессионализм, а не на умные навигаторы и автопилоты. Мы своих «гоняем» за это, всё подробно разжёвываем, тренируем и учим, учим, учим.

Да, новейшая техника – это отличное подспорье для пилота, но ещё 20 лет назад в нашем распоряжении были только карта и линейка. Сами прокладывали курс, подсчитывали расстояние и время полёта, ориентировались только по вулканам и сопкам. Увидишь их и на карте, и под собой, значит, летишь в правильном направлении. Я не говорю, что сейчас надо поснимать всю бортовую технику, но уметь благополучно закончить полёт и без неё – профессионально-необходимый навык для каждого садящегося за штурвал специалиста.

Вместо такси – вертолёт

– Даже часто летающие пассажиры иногда забывают – чтобы крылатая машина поднялась в небо, трудится очень много людей… Расскажите о сотрудничестве пилотов с наземными службами.

– Это вы верно подметили. Многие в конце полёта благодарят экипаж громкими аплодисментами и даже не задумываются, что благодарности заслуживают очень и очень многие. Например, сотрудники инженерно-технической службы – люди, которые готовят машину к полёту. Я без лишней лести скажу, что восхищаюсь ими – они могут разобрать вертолёт до последнего винтика, а потом собрать его.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что российский авиапарк с каждым годом всё больше изнашивается, новые машины стоят дорого, поэтому для меня поддерживать их в надлежащем состоянии – признак высочайшего профессионализма. И наши техники отлично с этой задачей справляются, за что я каждого из них глубоко уважаю.

Да о многих можно долго рассказывать: об авиадиспетчерах, синоптиках, службе безопасности полётов. У каждого из них своя зона ответственности, но все мы объединены общей целью: обеспечением безопасности полётов. Так что, если в круге ваших знакомых есть представители этих «земных» воздушных профессий – обязательно поздравьте их с предстоящим праздником.

– Сергей Алексеевич, вы облетели уже всю Камчатку вдоль и поперёк. Мыслей уйти в «большую» авиацию не было?

– Камчатка не отпустила, очень мне нравится полуостров. Я иногда сам себе завидую, что имею возможность заглянуть в каждый уголок нашего края. Вы мне в любое место на карте края ткните, я глаза закрою и подробно вам расскажу, что там находится, как там люди живут. Лично для меня север – это чарующее место, но не все способны разглядеть его красоту. А вот любимого места на Камчатке нет, каждым по-своему снова и снова восторгаюсь.

Я чувствую большую значимость того, что делаю. Наши машины для жителей отдалённых посёлков – своеобразное такси. Не поднимемся мы в воздух – не доберутся они до родных мест, не прихватят с собой «городской» провиант, лекарства, одежду, не смогут получить высококвалифицированную медпомощь… Твёрдо уверен, что мне повезло, потому что я ни разу не пожалел о выбранной профессии, а такое не часто встретишь, согласитесь? Поэтому сажусь за штурвал снова и снова.

– Какие-то профессиональные приметы у пилотов существуют?

– В приметы не верю, надеюсь только на себя и свою команду. Разве что не люблю фотографироваться перед полётом, как-то так уж повелось. Зато я вам расскажу о главной профессиональной мечте всех пилотов: мы все очень хотим, чтобы внештатные ситуации случались только на тренажёрах и в учебных классах. Пусть они только остаются там, а мы с удовольствием полетаем.

Досье
Сергей МИТРЮКОВ родился в Хабаровске, окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации в Украинской ССР. После окончания вуза был распределён на Камчатку, большую часть профессиональной жизни проработал на Халактырском авиапредприятии. С 2013 года – командир вертолётной эскадрильи ООО АК «ВИТЯЗЬ-АЭРО».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Что делать, если сосед поставил свой забор на вашем земельном участке?
  2. Как жителям Камчатки, уезжающим в отпуск, передать показания счётчиков?
  3. Могут ли коллекторы требовать вернуть долг по банковскому кредиту?