Авиационные профессии всегда были окутаны флёром романтики. А должность стюардессы, наверное, самая поэтизированная, пользующаяся популярностью у авторов песен и режиссёров. Но настолько ли всё безоблачно в реальной жизни?
Накануне Дня воздушного флота России корреспондент «АиФ-Камчатка» пообщалась с прекрасными представительницами лётной специальности, бортпроводниками АО «Камчатское авиационное предприятие» Татьяной Валетовой и Олесей Галкиной.
Космическое здоровье
Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Кандидаты на должность бортпроводника проходят строгий отбор?
Олеся Галкина: Да, конечно. Одним из самых главных условий для работы является ежегодное прохождение врачебно-лётной экспертной комиссии. Заключение ВЛЭК у нас называют «хлебной карточкой», потому что без неё никуда нет допуска, – рассказывает Олеся. – Кроме того, перед каждым вылетом мы обязательно проходим медицинский осмотр. Проверяют пульс, давление, температуру, не расширены ли зрачки – основные показатели состояния здоровья, а оно должно быть, как говорится, космическое. Что касается внешности, каждому желающему быть бортпроводником необходимо приятно выглядеть и не привлекать внимания пирсингом, татуировками или цветными волосами.
Татьяна Валетова: В нашей профессии очень важно обладать знаниями психологии человека и уметь применять их на практике, – отмечает Татьяна. – Во время рейса под нашим присмотром летит множество совершенно разных людей, и к каждому из них необходим индивидуальный подход. Некоторые боятся летать, поэтому своим видом, улыбкой и разговором мы должны внушать человеку доверие и спокойствие, а если вдруг на борту возникает конфликт, в большинстве случаев именно бортпроводники могут мирно его уладить.
Безопасность превыше всего
Татьяне Валетовой авиация помогла справиться с трудным периодом в жизни. Несколько лет назад, пытаясь отвлечься от гнетущих мыслей, она обучилась на бортпроводника и устроилась в крупную авиакомпанию. Сегодня девушка говорит, что эта работа не только спасла её, но и стала поистине любимым делом.
– Татьяна, вы пять лет проработали в крупнейшей авиакомпании, осуществляющей рейсы по всей России и миру. Есть ли принципиальные отличия от службы в Камчатском авиационном предприятии?
– А свой первый рейс помните?
– Да, и очень хорошо. Во время первого стажёрского полёта я трепетала от счастья. Для меня было столько нового и интересного, хотелось рассматривать пассажиров и всё вокруг. Ещё нам разрешали во время взлёта и посадки лететь в кабине пилота, сидя на свободном кресле. Смотреть оттуда в иллюминатор и наблюдать за переговорами пилота с диспетчером казалось чем-то нереальным. Ощущения в тот момент, конечно, невозможно описать словами, от эмоций я порхала на седьмом небе. Это был короткий полёт, примерно на полтора часа, Москва – Санкт-Петербург.
С годами, естественно, привыкаешь к работе. А что касается первого полёта на теперешнем месте работы, в принципе, я ко всему была абсолютно готова. Знала, что борта здесь небольшие и технология обслуживания несколько другая. Если раньше каждый новый рейс у меня менялись должностные обязанности: когда-то я отвечала за кухонное оборудование, а в другой раз, например, за багаж и грузы, то сейчас у меня всегда одни и те же функции. Здесь я знаю, что бортпроводник в самолёте только один, и ответственность за пассажирский салон в самолёте целиком и полностью лежит на мне.
– И вас никогда не пугала такая опасная профессия?
– Ой, на борту самолёта бояться некогда. Я поняла это ещё во время обучения. Подготовка и демонстрация аварийно-спасательного оборудования, своевременное обслуживание всех пассажиров, много других дел, в общем, полный контроль ситуации на борту буквально не оставляют времени на тревогу и страх. Абсолютное погружение в дело не даёт вспоминать и думать о домашних делах и, может быть, личных проблемах, да даже в иллюминатор лишний раз взглянуть некогда. А с годами я настолько привыкла к небу и полюбила свою работу, что, только зайдя в самолёт, мгновенно растворяюсь в этом процессе. Безусловно, совсем не испытывает страха в полёте только глупец. Но у каждого из наших работников есть осознание того, что за безопасность пассажиров отвечаем именно мы, экипаж. Это наша главная задача.
Небо по венам
Жизненный принцип Олеси Галкиной – не стоять на месте. Она никогда не боялась менять сферу деятельности, потому что считает, что нужно всесторонне развиваться, и любит постоянное движение. Девушка говорит, что, устроившись работать бортпроводником, нашла именно то, что искала.
– Олеся, расскажите, как у вас проходило обучение.
– Меня и ещё трёх девушек, пришедших на службу, отправили в московскую Школу бортпроводников. Учёба продлилась несколько месяцев, и была очень интересной, именно тогда я поняла, что у меня лежит душа к этой профессии. Нас научили работать в бригаде, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, мы освоили аварийно-спасательные работы на воде и суше. Теперь, в случае необходимости, мы можем применить все полученные умения и знания.
Запомнилась учебная практика, когда мы на тренажёрах отрабатывали свои умения. Интересно было тушить искусственно созданные пожары, правильно открывать и закрывать двери, спускаться по аварийному надувному трапу. У нас были замечательные педагоги, практически все какое-то время работали бортпроводниками. Перенимать опыт у таких девушек с иголочки, манерных и точных во всём – одно удовольствие. Наш выпуск очень сдружился за время обучения, окончили все хорошо. На службу мы пришли одухотворённые и готовые к труду и обороне.
– Можно ли как-то описать типичный рабочий день бортпроводника?
– Нет, график у нас ненормированный и бывает непредсказуемый. План работы бортпроводников составляют не на месяц и не на неделю вперёд, а только на один день. Но и он может измениться по разным обстоятельствам, поэтому иногда может внезапно образоваться выходной, а в другой раз – неожиданный рабочий день. Именно поэтому мы всегда должны быть на связи и готовыми к вылету в любой момент. Но мне это нравится, потому что постоянное движение – это жизнь. Застоя в такой работе точно нет. А я такой человек, который любит суету и внезапность. Иногда, но только в самом крайнем случае, у нас можно договориться заранее о выходном дне или определённом времени работы. У многих есть маленькие дети, а подчас в жизни случаются вещи, которые перенести или отменить невозможно. Но на работе все это понимают, и в такие форс-мажорные моменты стараются идти навстречу.
– А близкие люди не были против вашего выбора профессии?
– Семья одобряет любой мой выбор. Муж поддерживает всегда и во всём. Мне в этом очень повезло, потому что в нашей работе очень важна поддержка домашних. Когда у меня родился сын, мой инстинкт самосохранения увеличился троекратно, и я стала панически бояться летать. И хотя страх удалось перебороть, небольшая внутренняя тревога есть всегда. Но сейчас я уже не представляю себя в другой профессии. Работа в авиации затягивает целиком и полностью, это диагноз. В выходной день, когда все домашние дела уже сделаны, я начинаю чувствовать, что мне чего-то не хватает, хочется скорее в полёт. Даже во время отдыха нас всех тянет на работу, потому что само небо течёт по нашим венам.