Примерное время чтения: 8 минут
857

Человек-оркестр о том, как привить детям любовь к музыке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «АиФ-Камчатка» 19/01/2016
В оркестре дети адаптируются быстрее.
В оркестре дети адаптируются быстрее. / Татьяна Боева / АиФ

Потомок австро-венгерского гусара, с 15 лет — рабочий железобетонного цеха строительного завода. Спецназовец, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, педагог экстра-класса с консерваторским образованием и музыкант, играющий практически на всех инструментах. Школа — с золотой медалью, училище и консерватория — с красными дипломами.

Кстати, и аранжировки оркестровых пьес для своих воспитанников, и партитуры для каждого инструмента, адаптированные для учеников, тоже пишет сам. В конце минувшего года 2015 года Золтану Косову, педагогу школы искусств посёлка Термальный, было присуждено звание заслуженного деятеля культуры РФ.

 

Уроки детства

Становлению характера и таланта помогло жизненное кредо: никогда не сдаваться.

В зажиточной венгерской семье Косовых было двое братьев и большое хозяйство: гектар земли под сельхозкультуры, яблоневый сад, домашние животные и птицы. Отец, фронтовик, приговаривал: выходные дни в году — только с 23 декабря по 5 января. Остальные — рабочие!

– Были в жизни караульные ситуации! — рассказывает Золтан Альбертович. — Один раз матушка лежала с инфарктом 8 месяцев, а отец полгода мучился со спиной: у него было защемление седалищного нерва — последствие войны. И вероятность того, что он вообще не будет ходить. На войне папа служил в спецназе, снайпером. Иногда его вырубали с передовой вместе со льдом — так долго приходилось лежать неподвижно.

Нам с братом было тогда очень тяжело: пришлось перестроиться из вольготной детской жизни в суровую взрослую. Утром, до занятий, ухаживал за скотиной, до обеда учился в школе, после делал письменные уроки и с трёх часов дня заступал на смену до полуночи — устроился в железобетонный цех разнорабочим, в 15 лет.

Потом была армия, Вьетнам, где служил в составе бригады спецназа. А когда умер отец, я уже учился в Донецке, на втором курсе музучилища. И тоже пришлось перейти на заочное отделение и работать.

– Как попали в музыкальное училище?

– Не поверите — на спор. Увлекался я музыкой, игрой на духовых и ударных инструментах с детства. У нас в городке в каждом классе был свой оркестр. Начинал я учиться на ударных, с большого барабана — теперь это музейный экспонат. Потом играл на трубе и кларнете народные мелодии: польские, венгерские, чешские. Самоучкой, конечно. Нот не знал, но мог повторить на слух любую композицию Луи Армстронга. В 60-х годах всё Закарпатье танцевало под живую музыку!

Потом, во взрослой жизни, музыка отошла на второй план. И однажды, на встрече с выпускниками, меня бывшие одноклассницы поддели: почему трубу забросил? Ну, сгоряча и поспорил на шоколадку, что смогу хоть сейчас в музучилище поступить. А слово своё я привык держать…

Поступить самоучке в Закарпатье было нереально, и я поехал в Донецк. А там всё — на русском языке, которого я не знал: в семье говорили только на венгерском, и учился я в венгерской школе. Помогла будущая жена: со Светланой мы познакомились в училище, она его уже оканчивала по классу фортепиано. Она меня и русскому языку научила, и во всём остальном поддержала.

Москва — Палана

На Камчатку Золтан попал не от хорошей жизни. После окончания консерватории преподавал вместе с женой музыку в небольшом украинском городке Дружковке. И тут началась…

– В автобусе, например, если заговоришь на русском языке, могли и по физиономии ударить, обидеть, унизить как угодно. А потом, в начале 90-х, придумали талоны в магазинах, и продукты не продавали, если в паспорте не было украинского штампа. Нам есть было нечего! Учебные заведения на русском языке сократили до минимума.

В общем, когда в 1995 году на фестивале в Москве Марк Нюмен (мои духовики случайно попали в один блок выступлений с «Мэнго»), впечатлённый нашей игрой, предложил мне поехать в Палану, я согласился. Средств на авиабилет до Камчатки у меня не было — зарплату нам давно не платили. И Нюмен достал деньги из своего кармана…

А когда Косовы отработали в паланской музыкальной школе год по контракту, в Термальный их пригласил основатель местной музыкальной школы Казимир Козловский.

Путёвка в жизнь

– Школа в Термальном небольшая, да и духовые инструменты не так сегодня популярны. Как вам удалось переломить ситуацию?

– Очень трудно было удержать первый набор. А потом дети уже друг за другом тянутся. Мои ребята выступают сегодня на всех мероприятиях, не только паратунских, но и Елизовского района и Петропавловска. И 7-8 летние трубачи у меня так играют, что студенты музучилища завидуют!

Музыка - и его профессия, и хобби.
Музыка - и его профессия, и хобби. Фото: АиФ/ Татьяна Боева

– Значит, есть свои секреты привлечения детворы?

– Здесь, на Камчатке, я перестроился. Кроме старинной и классической музыки мы играем ещё эстраду и джаз. И дети, которые бояться выступать на сцене, в коллективе оркестра быстрее адаптируются, полнее проявляют себя. Второе — у меня в классах обыкновенная домашняя, семейная обстановка, вот и всё. Задаю вопросы, интересуюсь их жизнью. И они знают, что мой интерес — не праздный. Мы доверяем друг другу. Ребёнок может посидеть здесь и 5, и 6 часов, если голоден — будет накормлен. Каких-то особых требований не предъявляю.

Например, Настя Соколова, сегодня лауреат многих международных конкурсов, выросла вместе со мной — 10 лет уже играет. Она из неполной семьи, по много часов у меня занималась. Или Алексей — попал под каток семейного разлада, пока родители выясняли, кто из них главнее, парень чуть не дошёл до суицида. И я следил за ним, всё время звонил: «Я не могу без тебя, Лёш! Не опаздывай, не задерживайся, ради бога!». А теперь он окончил Московское военно-музыкальное училище, сейчас учится на втором курсе в консерватории.

Ко мне часто приходят такие дети, на которых уже все махнули рукой. И матерятся, и хулиганят. А потом встраиваются в эту нашу общую цепь. Вот я сейчас ушёл, у меня в классе и деньги лежат, и другие важные вещи, но я знаю, что никто ничего не тронет.

Дети — это как игра в шахматы: разгадаю или нет секреты этого ребёнка. Свою жизненную философию культивирую, конечно. Не пропущу ни одного лица с грустным видом, спрашиваю сразу: что случилось? У меня всегда что-то стоит из природных средств на все случаи жизни: сегодня, например, черноплодная рябина, она закрепляет живот. Сейчас погода испортилась — завтра принесу банку брусники, перетёртой с сахаром и мёдом.

Время такое! 90 % семей — малоимущие. Дети предоставлены сами себе. Отменить кризис я не могу, поэтому принимаю, как есть, молча и с улыбкой.

Домашних заданий не задаю — у большинства инструментов дома нет. И все мои ученики ходят ко мне каждый день. Занимаюсь с теми, кто пришёл по расписанию, остальные сидят и выполняют домашнюю работу. Они всё время при мне! Я только так и работаю — в две, три смены. По-другому не умею. Это — моя музыкальная тюрьма, норма жизни. В этом и есть весь секрет мировых побед. Кстати, я до сих пор хожу на тренировки в клуб, три раза в неделю, по силовому троеборью — поднимаю штангу. И ребята со мной тренируются.

Досье.
Золтан Альбертович КОСОВ. Родился 27 сентября 1952 г. в городе Тячев Закарпатской области Украины. На Камчатке — с 1995 г. Награждён грамотами губернатора Камчатского края, Министерства культуры РФ. Почётный член объединения духовых оркестров Венгрии и стран Северо-восточной Европы. Полномочный представитель международной ассоциации «Надежды Европы» на Камчатке. Ветеран труда. Руководит единственным в Камчатском крае детским духовым оркестром. Женат. Дочь Ирма окончила Московский государственный институт искусств, преподаёт вокал и фортепьяно в Москве. Внучка Алиса серьёзно занимается спортом, волейболистка в школе олимпийского резерва. В настоящее время у педагога 23 ученика.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах