Борис КОЖЕДУБ считает в уме быстрее, чем продавец на калькуляторе. Никогда в жизни не курил. Каждое утро делает полуторачасовую зарядку, несмотря на свой примечательный возраст – 12 июля ему исполнилось 77.
На катере – в лес
Бориса Ивановича знают многие вилючинцы. И не только потому, что при его непосредственном участии построен практически весь город военных моряков. Он и сегодня, будучи на пенсии, не пройдёт мимо малейшего беспорядка. На детской площадке мусор – кто его должен убирать? Повалились бельевые стойки во дворе – кто за них в ответе?
Тротуар разрушен до щебня – под чьей опекой? Ветеран-строитель дотошно разбирается во всём и всегда находит ответственного. А спорить с Кожедубом сложно – стаж работы по строительству и благоустройству города за 40 лет зашкаливает. И в администрации Вилючинска Борис Иванович – частый гость.
…В только что образованное строительное училище Борис пришёл, оставив учёбу в 9-м классе. Тогда, в начале 50-х, выпускников-строителей распределяли по всей стране.
- Я был молод, холост. И с удовольствием отправился на Камчатку, где меня приняли на должность инженера-инспектора отдела капитального строительства Камчатской флотилии. Проработал в Петропавловске совсем недолго: вскоре было принято решение строить ракетно-ядерную базу на берегу бухты Крашенинникова. Меня туда назначили инспектором от заказчика – воинской части.
Привезли строительного инспектора на катере… в лес. Шёл 1959-й год. Времена для нынешнего Вилючинска были исторические: началось формирование «Звёздной флотилии» – так называли корабли измерительного комплекса (КИК) тихоокеанской океанографической экспедиции (см. «АиФ-Камчатка» от 25.07.12 – Ред.). В бухту Сельдевую вошла плавмастерская «Горняк», дав старт основанию Камчатского морского завода (ныне – Северо-восточный ремонтный центр). В одной из воинских частей создавалась база ракетно-ядерного оружия. На месте нынешнего микрорайона Приморского был лес, а в Сельдевой, где сейчас расположен судоремонтный завод, стояли лишь три двухэтажных домика.
Глаз да глаз
Масштабное строительство на «том» берегу Авачинской бухты тогда началось сразу – возводились и военные, и гражданские объекты. В Сельдевой поднимались стены будущих цехов, первые жилые дома на улице Мира – и не такие, как сейчас. Толщина капитальных стен достигала почти полуметра! И по сей день люди, живущие в этих домах, не слышат соседей.
Было организовано управление начальника работ – УНР. А контролировали качество и объём производства всего два человека – инженер-электрик и он, инженер-инспектор Борис Кожедуб. На двоих им дали комнатку в Сельдевой, и каждый день молодые инспекторы отправлялись на работу и обратно на катере – дорог ещё не было. А летом и осенью частенько приходилось топать пешком через тундру и лес: автобус из Петропавловска ходил только до Паратунки. «А медведи?» – спросите вы. По словам Кожедуба, о них тогда некогда было думать. И никаких КПП ещё не было. А потом ему выделили мотоцикл, на котором Борис Иванович стал ездить даже в Рыбачий по лесным тропам – там уже была база подводных лодок. Зимой ходили пешком по льду бухты. А за почтой ездили в Рыбачий на собаках. Параллельно жилищному и военному строительству на «той» стороне возводились пекарня, котельная, баня, пирс, шла прокладка дорог.
Нет нужды говорить о нагрузке, которая ежедневно сваливалась на плечи строителей и инспекторов. Особенно если учесть специфику работы УНР, где в три смены трудились, в основном, молодые солдатики и лейтенанты, мало что умеющие в профессиональном смысле. За ними нужен был глаз да глаз, чтобы всё соответствовало проекту и технологиям. Основной задачей инспектора Кожедуба было предотвращение брака.
В 1960-м году построили дом под номером 1 на улице Мира. А позже, в доме № 4, дали квартиру и ему – молодому инженеру. Тогда, в 60-м, он встретил и свою будущую жену и любовь всей жизни – Верочку. Она приехала из Украины к сестре Жене. Та была замужем за военным моряком, и хотела сестрицу тоже за офицера «пристроить». Долго Вера противилась замужеству. Но против Бориса не устояла – мечта сестры об офицере побледнела перед искренней любовью строителя. В 61-м у молодожёнов родилась дочь Наташа – сейчас она солидная дама, начальник управления ЖКХ Наталья Байкова. А полвека назад, дождавшись, когда отстроят детские ясли, родители отдали кроху туда: нужно было работать. Вера тоже служила в воинской части – счетоводом. И специалистом была отменным – у неё все сходилось до копейки. Потом Веру перевели нормировщицей в часть, где работал муж...
В 1967 у супругов родился сын Александр. Отслужив в армии и окончив Петропавловскую мореходку, нынче он живёт близ Одессы…
…Потом случилась беда, и Борис Иванович овдовел. Но и сейчас о жене говорит в настоящем времени: «Я до сих пор её люблю…» Фотография его Веры стоит на самом видном месте в большой комнате в серванте. Прожили они в любви и согласии почти три десятка лет.
Между трёх огней
А стройка на «том» берегу шла вовсю – городок рос: возводились дороги, новые дома на улицах Мира, Крашенинникова, Приморской. Росли детские сады, школы, библиотеки, хлебозавод, больничный комплекс, поднимались цеха судоремонтного завода. Построили мост через реку Паратунку, проложили дорогу. Через бухту до Петропавловска стал ходить паром. Вместе с Вилючинском рос профессионально и Борис Кожедуб, став старшим инженером-инспектором, ревизором, начальником инспекции по капитальному строительству. Ему дали служебную машину ГАЗ-69 с водителем. В Сельдевой организовали второй УНР, Кожедуб и там стал инспектором. Система хозяйства была плановой: объекты нужно было сдавать вовремя. А Борис Иванович – между трёх огней: финансисты, строители и заказчики. Наезжали многочисленные комиссии с генералами и адмиралами, и перед ними нужно было отчитаться. Особенностями тех времён стали приписки, с которыми Кожедубу приходилось нещадно бороться. Он был бескомпромиссен.
- В семидесятых начали строить панельные дома. Смотрю – брак лепят! Толщина сварных швов должна быть 100 мм, а варят 50-60! И пластины кладут по одной, когда по проекту нужно – две. Это же сейсмика! Здесь шутить нельзя. А им объёмы подавай. И я стал снижать эти самые объёмы «выполненных» работ. Сразу забегали! Это же и план, и зарплата. Доложил руководству – меня поняли и поддержали. Только с герметизацией швов так и не навёл порядок, как ни бился – до сих пор текут! Начальство так и сказало: «Ты нам все планы порушишь! Не хочешь – не работай!» А у меня семья… Но за сейсмоустойчивость своих домов я спокоен.
Кожедуб и по металлическим фермам будущих заводских цехов сам лазал – проверял качество сварки. Снеговая-то нагрузка на Камчатке не такая, как на материке. Чуть что не так – в акте приёмки выполненных работ писал: «Брак! Замечания не устранены». Радиаторы батарей покрасили – он и за стенку заглянет: как там? А когда копали земснарядом у пирса, чтобы лодки проходили, сам лотом и глубину проверял, и записи в журнале. Доходило до стычек и оскорблений, но инспектор стоял на своём.
В 1997-м отдел сократили, и Борис Иванович ушёл в инженеры водно-тепловой инспекции. А в 2003-м – на пенсию. Но не на покой.
- Сейчас занимаюсь расчётами проектов перепланировки. Сначала делаю всё на черновике, мои коллеги потом – на компьютере. Консультирую строителей. Вот сейчас кровлю ремонтируют на Северной, туда позвали техническим инспектором. Я ведь иду и всё вижу: красят, к примеру, стену дома вкривь и вкось. Говорю им: забейте дюбель, повесьте отвес и покрасьте, как следует!
Поднявшийся на «том» берегу Авачинской бухты красавец-город остаётся смыслом его жизни...
ДОСЬЕ
Борис Иванович КОЖЕДУБ родился 12 июля 1935 г. во Владивостоке. Окончил строительное училище по специальности «Промышленное и гражданское строительство». На Камчатке – с 1959 г. Награждён грамотами командования ТОФа, почётным знаком «Ветеран труда». Окончил университет марксизма-ленинизма, получив высшее политическое образование. Вдовец, двое детей, три внука.