Национальный индекс гостеприимства планируют создать ряд некоммерческих организаций, профильный координационный совет Общественной палаты России и ИД «Аргументы и факты».
Цель создания Индекса - повышение уровня качества и безопасности туризма, создание условий для улучшения репутации туризма регионов и муниципалитетов для российских туристов. Организаторы Индекса считают защиту прав туристов приоритетным направлением. При этом индексироваться будут как средства размещения - это отели, кемпинги, хостелы, так и российские регионы, где расположены эти объекты.
Предполагается, что на первом этапе развитие проекта будет идти по двум ключевым направлениям. Для отелей хотят подготовить специальный портал, на котором они смогут выложить анкету с информацией о себе, в том числе подтверждающей наличие важных элементов гостиничного сервиса — соотношение цена/качество, доступность для маломобильных групп населения, безопасность, экологичность, качество услуг, заявленных при продаже. Регион также оценят по участию в программах организации отдыха участников спецоперации и членов их семей. Вторым направлением связано с тем, что оценивать работу российских отелей будут сами туристы по системе «тайного гостя». Первыми тайными гостями отелей в разных регионах станут журналисты и читатели АиФ.
Зачем это н Зачем это нужно?
Туристы своим участием в проекте будут иметь возможность лично повлиять на улучшение сервиса в отелях и других местах размещения через заполнение специальной электронной анкеты по каждому отелю, где турист проживал во время путешествия или деловой поездки. И, что не менее важно, турист сможет изучить информацию с помощью портала Индекса, отзывы читателей АиФ, это поможет принять решение о поездке в тот или иной регион и выборе той или иной гостиницы.
Участие в проекте даст отелям, гостиницам и прочим объектам размещения возможность получить дополнительное продвижение и конкурентное преимущество в информационных кампаниях благодаря достижению высоких позиций в Индексе. Кроме того, регистрация отеля на портале Индекса, загрузка необходимых документов и подтверждений, высокие оценки туристов повышают рейтинг не только отеля, но и региона в целом.
Поддержка проекта для администраций регионов и муниципалитетов дает им возможность за счет высоких позиций в Индексе привлечь дополнительный турпоток, который обеспечит развитие малого и среднего бизнеса, работающего в сфере туризма, и смежных отраслей.
Сегодня в России не существует единого интернет-сервиса, который бы давал возможность в комплексе решить перечисленные выше задачи. Большинство систем бронирования и отзывов по отелям и туристическим достопримечательностям базируются за границей, часть из которых для россиян просто недоступна, а самое важное — это то, что отзывы, оставленные на форумах этих систем бронирования часто пишут случайные люди. Национальный индекс гостеприимства способен изменить эту ситуацию. Его планируется запустить в начале июня 2024 года. Сейчас портал дорабатывается, создаются необходимые положения и инструкции.
Мнения экспертов
«Президент и правительство РФ вкладывают значительные усилия в развитие внутреннего туризма в нашей стране. Недавно состоялось совещание по масштабному проекту „Пять морей и озеро Байкал“, на котором приняли решение о создании больших туристических кластеров для развития семейного туризма. Внутренний турпоток в России в прошлом году составил 78 млн человек, а к 2030 году он должен вырасти почти вдвое — до 140 млн туристов. Это значит, что и сама туристская инфраструктура должна расти, но и обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и максимальную безопасность. Для всего этого как раз и нужен национальный индекс гостеприимства. С одной стороны, отели заявляют и подтверждают качество своих услуг, с другой стороны — сами туристы эти услуги оценивают. Созадается возможность для туристов выбрать то, что им нужно», — объяснил председатель Всероссийского объединения туристов, руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора Дмитрий Давыденко.
Генеральный директор АО «АиФ» Руслан Новиков: «АиФ много внимания уделяет сфере туризма. На сегодняшний день у нас действуют два больших и интересных проекта: „Пора ехать!“ и „Отдыхаем здесь“. Они — информационные. В первом случае — это карта страны с краткой справкой по каждому региону о туристических достопримечательностях, а также с более подробной информацией о разных локациях и даже гастрономических особенностях региона. Второй проект — это витрина лонгридов о разных регионах, Там видео, инфографики, интересные рассказы о туристских объектах, красивые фотографии природных и исторических памятников. Оба проекта пользуются популярностью. Есть постоянная рубрика „Туризм“ на федеральном сайте. Кроме того, совместно со Всероссийским обществом охраны природы третий год подряд реализуется проект „Уникальные водоемы России“, который непосредственно связан с туризмом. В общем, нам близка эта тема. У нас самая обширная редакционная сеть в стране. Наш сайт читают более 40 млн человек, а 22 млн читают газету. Поэтому мы с радостью поддерживаем инициативу Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства. Считаем его очень важным интерактивным проектом для развития туризма в нашей стране».
Член Общественной палаты России, Председатель Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов: «Россияне все более активно путешествуют по стране, тем самым вызывая бурный рост индустрии гостеприимства. Это все более приковывает внимание как к туристическим „магнитам“ той или иной территории, так и к качеству сервиса в гостиницах, ресторанах или на объектах посещения. Запускаемый национальный индекс поможет потребителям оценить качество туристических сервисов и инфраструктуры каждого региона и муниципалитета России».
Президент Фонда «Лидер» Дмитрий Петров считает, что активная включенность в успешную реализацию данного проекта всех заинтересованных участников позволит определить необходимые условия для формирования культуры туризма в нашей стране. Информированность и осведомленность туристов, безусловно, повлияет на повышение качества услуг в туриндустрии, а Индекс гостеприимства способен повысить привлекательность внутреннего туризма.
Мн