О признаках детского аутизма и методах социализации «детей дождя» корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала врач-психиатр высшей категории Камчатского краевого психоневрологического диспансера. Наталья Костылева.
Взгляд насквозь
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Наталья Витальевна, насколько актуальна эта болезнь для мирового сообщества и нашего полуострова?
Наталья Костылева: Мне довелось побывать на двух международных конференциях по детскому аутизму в Москве, с участием американских и израильских специалистов. И то, что количество таких детей непрерывно растёт, — доказанный факт. Камчатка — не исключение. До недавнего времени случаи аутизма были редки — 3-4 на 100 тысяч населения, но в последние годы заболеваемость возросла примерно в 100 раз.
– Каковы проявления аутизма, на которые родителям необходимо обратить внимание?
– Прежде всего, это искажение нормальной реакции на дискомфорт. Например, на слабые раздражители реакция ребёнка может быть чрезмерной. Небольшой шум может вызвать громкий плач. И, наоборот, ослабленная реакция или вовсе её отсутствие на раздражители сильные: холод, голод, мокрые пелёнки. Должна насторожить ослабленная реакция на позу кормления: то есть при прикладывании ребёнка к груди он не стремится занять удобную позу, вяло сосёт или вовсе отказывается от молока. А бывает наоборот: сосёт жадно и не может насытиться.
Позднее возникновение гуления, лепета, задержка развития речи, слабая реакция на попытку общения — всё это должно насторожить родителей. Младенцы с аутизмом редко улыбаются, мало смотрят на других людей, не откликаются на собственное имя и редко смотрят в глаза. Часто у них отсутствует реакция на попытку родителя взять малыша на руки: он не протягивает ручки навстречу. Вообще у маленького аутиста, как правило, снижена привязанность к близким людям. Но бывает и чрезмерная биологическая связь с родителем по типу симбиоза, когда ребёнок от себя не отпускает ни на шаг. При этом, закатывая истерику из-за ухода близкого человека, при его возвращении ребёнок бурной радости не выражает. Бывают у малыша и спонтанные, без видимых причин, проявления агрессии и приступов гнева, различные расстройства сна.
Один из характерных признаков аутизма — отсутствие зрительного контакта: ребёнок как будто смотрит мимо или сквозь человека, отрешённым взглядом.
Такие дети могут легко ориентироваться в современных гаджетах. Никого уже не удивляет малыш с планшетом или мобильным телефоном в руках. Вот только общение со сверстниками даётся всё труднее и труднее. Крайний вариант — отказ от любых контактов с реальным миром. У части детей с синдромом аутизма бывает и опережающее интеллектуальное развитие, но оно, как правило, неравномерное, и ему всегда сопутствует нарушение общения и социального взаимодействия.
– С чем связывают врачи эту патологию развития высших психических функций?
– В настоящее время большинством учёных признаётся ведущая роль генетических факторов. К генному сбою может привести влияние высокого уровня радиации, ультразвука, солей тяжёлых металлов, таких как ртуть и свинца, высоких доз гормонов, эстрогенов, кортикостероидов, ненатуральное питание с высоким содержанием глютена. Похоже, мы имеем дело с издержками цивилизации. Пагубно влияет на центральную нервную систему плода и наличие в крови матери антител к различным инфекциям, в том числе вирусу простого герпеса.
Внимание и терпение
– Как помочь ребёнку максимально влиться в человеческое сообщество?
– Подход должен быть комплексный! С участием родителей, врачей, педагогов, психологов. Самое главное для мам и пап — быть внимательными к своему ребёнку с первых дней его жизни. И не списывать особенности его поведения на плохое самочувствие или необычную обстановку.
Недавно у меня на приёме были двухлетний мальчик с мамой. Как только ребёнок зашёл в кабинет, он сразу подошёл к раковине, стал открывать воду. Потом заинтересовался колёсиком на подлокотнике дивана, начал его крутить. На своё имя не реагировал. «Вася, покажи носик!» — никакого внимания. Но по прошествии получаса вдруг без видимых причин носик показал. Дома мальчик часто вертит барабан стиральной машины. Всё это — явные признаки аутизма, но мама пошла в отказ, не захотела признавать факта нарушения развития. «Он так на непривычную обстановку реагирует, первый раз вас видит». А у ребёнка — проблема, которую необходимо решать сообща!
– В чем заключается правильное обращение с таким ребёнком?
– Учитывая гиперчувствительность аутистов, надо быть с ними очень осторожными. Даже разговаривать лучше в полголоса. Нельзя создавать тревожную, драматичную обстановку. Даже массаж надо производить особый, неглубокий — аутистам он полезен, как и всякое тактильное взаимодействие. Нельзя навязывать насильно новую еду, одежду, поскольку таким людям свойственна боязнь всего нового, им важно, чтобы жизнь была привычна, размеренна и предсказуема. Они любят гулять по строго определённым маршрутам, кушать в определённом месте из определённой тарелки, носить привычную одежду, у них определённые ритуалы при отходе ко сну. Аутисты очень избирательны и в выборе цветов. Родителям приходится приспосабливаться к таким особенностям малыша. Когда его состояние улучшается, эти странности понемногу исчезают.
Правильная волна
– У нас в регионе есть какие- то специализированные детские учреждения, помогающие решать проблему аутизма?
– В Петропавловске есть школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, где накоплен достаточный опыт работы с такими детьми, начиная с трёхлетнего возраста. В ряде детских садов сформированы специальные коррекционные группы. Постепенно проблема выходит на государственный уровень, начал работать закон об инклюзивном образовании, который позволяет ребёнку с аутизмом при наличии определённых условий обучаться в общей среде.
Аутистов часто сравнивают с ларцом, хранящим драгоценности, ключ от которого потерян. Если научится эффективно лечить недуг, можно получить целую плеяду выдающихся деятелей! Тут важно настроить на правильную волну взрослых: во всём мире родители вначале сопротивляются, не желая принимать диагноз аутизма. Наша задача — насторожить близких, побудить присмотреться к поведению малыша. Давайте понаблюдаем! И, не откладывая надолго, обратимся к специалисту.