Представительница корякского народа стала победительницей конкурса «Мисс достояние нации – 2023» в Хабаровске. На мероприятии, призванном содействовать укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию жителей, девушки различных национальностей рассказывали о себе, истории, традициях и обычаях своего народа.
В преддверии Дня народного единства уроженка села Манилы Пенжинского района Мария Бровенко рассказала корреспонденту «АиФ-Камчатка» о способах популяризации традиционной корякской культуры и сохранения этнической идентичности, а также поделилась мнением, как удержать молодёжь в родных северных сёлах.
КАЖДАЯ УНИКАЛЬНА
– Мария, почему решили принять участие в конкурсе?
В «Мисс достояние нации», который проводится ежегодно с 2017 года, я впервые участвовала в 2019 году. Этой осенью решила повторить – подруга позвала меня с собой в качестве поддержки. Здорово, что между участницами не было никакой враждебности и негатива, мы все уникальны. Конкурс состоял из нескольких испытаний: визитная карточка, национальная кухня, творческий номер с демонстрацией своих талантов и дефиле.
– Чем покоряли членов жюри?
– Например, готовила национальный салат кылыкил. Есть разные варианты его приготовления: кочевые коряки используют в рецепте оленину, шикшу и олений жир, береговые коряки: рыбу, нерпичий жир и ягоды. Я использовала чавычу и голубику. В Хабаровском крае, к сожалению, сложно найти ингредиенты для приготовления корякских блюд, поэтому пришлось исходить из того, что было в доступности. Дома, в Пенжинском районе, достаточно часто готовят национальные блюда и в повседневной жизни, и на праздники, а в Хабаровске такой возможности на постоянной основе нет. Также в Манилах специально для меня сшили кухлянку. Моя семья изготавливает национальные костюмы, но не на продажу, а в небольших количествах, для себя.
ПРОБЛЕМА С ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
– А как живёт молодёжь в отдалённых населённых пунктах?
– Когда я жила в селе, у меня была достаточно яркая жизнь. Занималась в национальном хореографическом ансамбле, посещала музыкальную школу, организовывала мероприятия в Доме культуры совместно с одноклассниками. Возможно, не хватало городской «движухи» с форумами, концертами и знакомствами с новыми людьми, у которых можно перенять какой-то опыт или поделится своим. Хотя мы и старались с единомышленниками проводить в Манилах фестивали и различные программы, сами создавать для себя и односельчан активную жизнь. Говорят, что сейчас этого очень не хватает, нет инициативных ребят, которые бы продвигали идеи для активной и интересной жизни в селе. На самом деле, сельскую молодёжь, особенно на севере, сложно расшевелить. Для этого необходимо работать с ними ещё со школьного возраста, приучать через институт семьи и образования к активной жизненной позиции. А это длительный процесс. Но нужно понимать, что если будет развиваться только молодёжь, а село нет, то молодым людям там быстро наскучит жить. Но, на мой взгляд, Манилы достаточно хорошо развивается, не так быстро, как городские пространства, но по мере своих возможностей. Ещё когда я училась в школе, у нас появлялись новая хорошая аппаратура для концертов, спортивное оборудование и тому подобное. Не знаю, конечно, как дела обстоят в других населённых пунктах на севере региона.
– Остро ли стоит проблема оттока молодого населения из сёл?
УТЕРЯНА СВЯЗЬ СО СТАРЕЙШИНАМИ
– Почему так происходит?
– Я провожу различные анкетирования и опросы среди жителей своего села в возрасте от 14 до 35 лет. И они показывают, что многие из них имеют низкий интерес к своей национальной культуре. Например, почти 55 % опрошенных указали, что в их семьях не соблюдаются национальные традиции и обычаи. Также выяснилось, что большинство респондентов – почти 67 % – не интересуется национальным творчеством, как и члены их семей.
Проанализировав ответы на вопросы, я увидела, что молодёжь проявляет интерес к своей национальной культуре не во всех аспектах. Так, особой популярностью пользуются национальные спортивные игры, а традиционная празднично-обрядовая культура и национальное творчество мало интересуют молодёжь. Интересно, что молодые коряки знают ительменский праздник «Алхалалалай», но про свои забывают. Это можно объяснить тем, что его широко празднуют на Камчатке ежегодно. Похожая ситуация возникает и с национальными спортивными играми – молодёжь знает только те игры, которые входят в первенство края по Северному многоборью. Можно предположить, что корякская молодёжь знает только о тех праздничных событиях, которые уже стали визитной карточкой полуострова. Такие культурные события, как «Алхалалалай», «Северное многоборье», «Берингия» стали брендовыми мероприятиями Камчатки, они не только помогают сохранить культурные традиции, но и популяризируют их и доносят до представителей других культур.
– Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
Ещё одна проблема заключается в том, что недостаточно налажена связь представителей молодёжи со старейшинами. Поэтому сейчас стоит задача этот контакт наладить. Старожилам важно понимать, что молодёжи интересны национальные обряды, и что необходимо передать им свои знания, а молодёжь, в свою очередь, необходимо этим заинтересовать. Такая проблема прослеживается во многих сёлах на севере Камчатки.
– Планируете ли вернуться в родное село или в городе видите для себя больше возможностей?
– Ещё два года я точно буду в Хабаровске. Дистанционно продолжаю иногда участвовать в организации мероприятий в родном селе, помогаю писать сценарии к праздничным концертам. Если бы сейчас у меня была возможность собрать ребят, с которыми работаю здесь, и рвануть всем вместе в Манилы, чтобы провести крупный праздник, то я была бы самым счастливым человеком.
В дальнейшем, конечно, хотелось бы вернуться домой. Всё-таки не зря говорят: где родился, там и пригодился. А возможности развиваться есть везде, было бы желание. Если вернусь не навсегда, а на несколько лет, то даже за это время можно сделать в селе что-то, что помогло бы его развитию, дало бы какой-то толчок.