Примерное время чтения: 9 минут
759

Почему в камчатское оленеводство привлекают жителей средней Азии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Камчатка 24/04/2013
Фото с сайта www.russianlook.com

Петропавловск-Камчатский, 30 апреля — АиФ-Камчатка. Минувший год был очень непростым для ГУП «ПО Камчатоленпром» в финансовом плане. От реализации собственной продукции коллектив получил без малого 6 миллионов рублей, тогда как его потребности составляли где-то в пределах 80 миллионов.

Отчасти выручил оленеводов краевой бюджет, выделив на их производственные нужды 39 миллионов рублей. Это позволило руководству ГУПа выдать за первое полугодие зарплату персоналу и закупить, правда, не в полном объёме, необходимые товарно-материальные ценности.

Нехитрая арифметика

Владимир Клейменов. Фото Влада Балтина

 К августу 2012 г. все финансы предприятия были израсходованы. Понятно, что тут же стала накапливаться задолженность по зарплате и другим платежам. Ко всему, следовало готовить отрасль к зиме, иначе нельзя было оставить пастухов в тундре, так что и на это потребовались серьёзные деньги. Руководству ПО «Камчатоленпром» не оставалось ничего другого, как обратиться за поддержкой в краевое правительство. И хорошо, что там прислушались к резонам оленеводов, видя, что они стараются сохранить отрасль, и пошли им навстречу. Пусть с некоторым опозданием, но помощь была оказана, что сразу же сказалось на деле.

– В прошлом году мы несколько улучшили производственные показатели. На конец отчётного периода поголовье оленей составило 18 595 голов, что на 725 голов превысило показатель начала года. Конечно, это не суммарное стадо советской поры в 160 тысяч голов, но тоже кое-что. Важно отметить, что четыре производственных участка: Ачайваям, Таловка, Манилы и Хаилино, добились довольно неплохих результатов. И если бы так же добротно сработали и другие, мы могли бы гордиться итогами минувшего года, — рассказывает генеральный директор ГУП «ПО Камчатоленпром» Владимир КЛЕЙМЕНОВ.

Уловить логику в суждениях руководителя было нетрудно. Вот нехитрая арифметика, почерпнутая из трудовых будней ГУПа. Если большинство оленеводов сработали в целом неплохо, то их коллеги из участков Слаутное, Палана и Аянка допустили сокращение стада оленей почти на 1 000 голов. Кстати, что касается Аянки, то здешний участок уже не располагает собственными оленями. Фактически его приходится выводить из структуры предприятия. Большая разноголосица и в вопросе сохранности взрослого поголовья. Например, если в Ачайваяме этот показатель составил свыше 90 %, то в Палане едва перевалил за 42 %.Наверное, и по этой причине коллектив смог забить для реализации лишь 846 голов, что на 40 % меньше, чем в предыдущем году.

Другая стратегия

Впрочем, по этому поводу в коллективе особенно не огорчаются. Дело в том, что, несмотря на удивительно нежную структуру оленьего мяса и его экологически безупречную чистоту, оно в краевом центре не пользуется особым спросом. Может, цена высокая? Нет, вполне доступная, и даже ниже, чем у конкурентов. Например, распиленное и упакованное — стоит где-то в пределах 420 руб. за кг, а в тушах — и того меньше. Для тех, кто по-настоящему заботится о здоровье и ценит подлинное качество, это сущая находка, но увы и ах…

– В годы плановой экономики оленье мясо принимала потребкооперация на переработку: делала колбасы, копчёности. Теперь такой возможности нет, хотя, казалось бы, рынок должен был заинтересоваться качественным продуктом. Самим же заниматься переработкой не под силу. Нужны соответствующие мощности, специалисты и даже службы. Пока нам не потянуть эту ношу. И потом, сейчас стратегия у нас другая: надо сохранить поголовье, а в ближайшей перспективе и значительно увеличить его, — вступает в разговор главный экономист предприятия Надежда БАЙДУКОВА.

Но что же тормозит развитие отрасли? Ведь те незначительные подвижки, которые имеют место в ней, далеки от того, чтобы назвать их прорывными. Мы беседовали со многими специалистами ГУП «ПО Камчатоленпром» и услышали один ответ: вся проблема в кадрах. Или точнее — в их отсутствии.

 
Фото С.Горшкова  

 

В принципе, схожую ситуацию можно наблюдать и на других предприятиях. Кое-кто считает, что здесь нарушено извечное правило: мол, хочешь добиться успеха — вкладывай в подготовку кадров. В целом, это верно, хотя бывают и исключения. Например, в том же ГУП «ПО Камчатоленпром» и рады бы следовать ему, но вся беда в том, что не в кого вкладывать. Скажем, пастухи, которые сейчас заняты на предприятии, как правило, пенсионного возраста, так что делать на них ставку не приходится. Молодёжь? По большому счёту её крайне мало в национальных поселениях, что с тревогой отмечают аналитики. Ну а если кто-то и строит нынче планы на будущее, то отдаёт предпочтение не оленеводству, а котельной по соседству, где и зарплата повыше, и бытовые условия получше.

Крамольная мысль

Вот почему в Камчатоленпроме ратуют за то, чтобы привлекать специалистов если не из соседних регионов, то из ближнего зарубежья — точно. Пойдут? Насчёт соседей, конечно, есть вопросы, потому что на зарплату 20 тысяч рублей (или немногим больше) пойдёт далеко не каждый, а вот, скажем, жители Средней Азии наверняка пойдут. Мы беседовали с некоторыми из них, так что уверены в своей правоте. И потом, переход в коллектив оленеводов сулит им очевидные преимущества. Какие? Во-первых, будет узаконен их статус, во-вторых, предприятие создаст для них нормальные жилищно-бытовые условия, а в-третьих — они будут обеспечены добротным социальным пакетом. Почему же не пойти!

 
Фото из архива АиФ-Камчатка  

 

Отчётливо понимаем, что, высказывая столь крамольную мысль, мы рискуем нарваться на начальственный окрик типа «не сметь!», но это меньше всего нас заботит. Главное другое: надо приложить все усилия, чтобы оленеводство не только выжило, но и в недалёком будущем стало рентабельной отраслью камчатской экономики. Возможно ли это? Вполне, отвечают оленеводы, если, конечно, удастся положительно решить кадровый вопрос. По их словам, он уже давно дискутируется, даже принимались какие-то решения, но воз, как говорится, и ныне там. Это удивительно, ведь речь идёт не о каких-то пустяках, а об отрасли, играющей главенствующую роль в жизни коренных малочисленных народов Севера.

И ещё одна проблема, имеющая огромное значение для оленеводства, — это волки. Сегодня их развелось так много, что они стали сущей бедой для копытных. Умные и необычайно живучие, они, как правило, нападают на стада в пургу, причиняя им существенный урон. Предприятие несёт серьёзные потери, причём не только из-за того, что недополучает прибыль от продажи мяса. Ко всему, сокращаются его фонд заработной платы и размеры государственной поддержки из бюджетов всех уровней. По идее, бороться с волками могли бы пастухи, но так повелось издавна, что на Камчатке они никогда не были охотниками. И главное — научить их не получится, потому что по состоянию здоровья (многие болеют туберкулёзом) и другим качествам (увлекаются спиртным) они не подходят для роли охотников. Так что как ни крути, а обойтись оленеводам без притока свежих сил вряд ли получится.

Кстати, интересный опыт борьбы с волками, который наверняка даст хорошие всходы и на Камчатке, накопили якутские оленеводы. Суть его в том, что эта работа является злободневной задачей охотников, местных властей и общественности. Для отстрела хищников они используют, помимо традиционных схем, и авиацию. Дорого? Разумеется, но это тот случай, когда игра стоит свеч. И потом, два-три года активной борьбы с волками позволят притупить остроту проблемы.

– Мы считаем, что оленеводство должно быть заботой не только коллектива Камчатоленпрома, но и муниципальных властей, полиции, правовых органов. Это ведь не дело, когда, скажем, браконьеры открыто продают неправедным путём добытое оленье мясо, а сотрудники правоохранительных органов проходят мимо и делают вид, что всё нормально. Нам такая позиция непонятна! — сокрушаются пастухи-оленеводы.

Одним словом, оленеводству Камчатки нужна комплексная поддержка. Весь вопрос в том, примут ли эту точку зрения в краевом правительстве.

ДОСЬЕ

Владимир Петрович КЛЕЙМEНОВ родился на Алтае. Здесь окончил сельскохозяйственный институт по специальности «ветеринарный врач». На Камчатке с 1982 г. Уже 30 лет работает в оленеводческой отрасли. Сейчас является генеральным директором ГУП «ПО Камчатоленпром». Настойчиво повышает уровень правовых знаний. Увлекается рыбалкой, любит путешествовать.

КСТАТИ

ГУП «ПО Камчатоленпром» является правопреемником Коряколенпрома. Новое предприятие появилось в связи с образованием Камчатского края. Главной своей задачей коллектив считает возрождение былой славы оленеводческой отрасли, но, конечно, на принципах цивилизованного рынка. Кстати, ГУП очень многое делает в этом плане. Например, только в первом квартале нынешнего года его руководство приобрело для участков Хаилино, Слаутное, Таловка и Ачайваям 77,6 тонны зимнего дизельного топлива, на 280 тыс. рублей — летнюю одежду, на 129,7 тыс. рублей — медикаментов, на 213 тыс. рублей — хозяйственного инвентаря, более чем на 1 млн рублей — продуктов питания и т. п., истратив в общей сложности свыше 8 млн рублей. А недавно коллектив купил вездеход «ГАЗ» за 3 млн 300 тысяч рублей и снегоход «Ямаха» за 2 млн 856 тысяч. Что касается средств связи, то они будут приобретены по мере поступления денег из краевого бюджета. Новенькую технику отдадут в первую очередь на участки, которые покажут наилучшие показатели в труде.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах