Камчатские водители своих в беде не бросают. Зимой — из сугроба вытолкают, летом — на трассе моргнут фарами при приближении к автоинспекторам.
Весной же в социальных сетях появляются предупреждения о ямах на дорогах, которые из-за талого снега залиты водой. Не литературно высказываются все: и те автомобилисты, которые уже попали в канавы, и те, кому по счастливой случайности удалось этого избежать. Но дальше народного гнева в соцсетях дело, обычно, не идёт.
«Ляпочный» ремонт
Самой обсуждаемой городской ямой в последние дни стала выбоина на дороге от Авангарда к пищекомбинату. В эту чёрную дыру, залитую водой, попали немало автомобилей, и некоторым пострадавшим «железным коням» теперь требуется серьёзная починка.
– Каждую весну у нас одно и то же — «ляпочный» ремонт. «Ляпочный», потому что делают по старой русской технологии: «тяп-ляп» называется, — невесело констатирует автолюбитель из Петропавловска Михаил Кротов. — На дорогах города аварийные ситуации каждый день. Мало того, что утром заморозки, днём — солнце, так ещё и водители резко меняют курс движения, объезжая ямы. Из-за этих «автошахмат» количество ДТП возрастает. Пусть и мелких, но неприятных. Я всё понимаю: северный климат, обилие осадков, сейсмоактивность… Но живёт же как-то соседняя Япония! И автомагистрали у них одни из лучших в мире. У нас же ремонт дорог — золотая жила. И деньги выделяются, и контроль качества вроде есть. А схема из года в год одна: контракты на ремонт и обслуживание, обычно, выигрывают компании, которые запросят за свои труды меньшую сумму. И не важно, есть ли у них в штате квалифицированные сотрудники, техника… Итог такой работы видим каждую весну.
Кто в суд?
Муниципалитету на претензии водителей есть что ответить. Как поясняют в управлении городского хозяйства петропавловской администрации, гарантийный срок, в течение которого подрядная организация должна выполнять обязательства по ремонту и содержанию дорог, всё-таки есть.
– Он варьируется от двух до трёх лет, — объясняет начальник организационно-правового отдела Екатерина Ковальчук. — Все условия прописаны в муниципальных контрактах и, выигрывая тендер, подрядчик автоматически с ними соглашается.
Впрочем, автолюбителям от этого ни холодно, ни жарко — платить за огрехи дорожных служб приходится чаще из собственного кармана. Хотя отсудить средства, затраченные на ремонт повреждённого по причине плохих дорог авто, всё-таки можно.
После того, как на руках будет копия протокола, схема ДТП, справка о ДТП, можно обращаться с письменной претензией к лицу, в чьём ведении находится данный участок дороги с требованием о возмещении причинённого вреда. Если ответ отрицательный — смело идите в суд. Как показывает практика, часть затраченных на ремонт авто средств возместить удаётся.
– А кто оценивает ущерб?
– В претензии можно написать ориентировочную сумму, а вот при обращении в суд потребуется оценочная экспертиза специалиста. Делать её нужно в присутствии лица, ответственного за содержание повреждённого участка дороги. Об этом его нужно предупредить предварительно в письменной форме. Также в исковом заявлении можно просить взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, денежные средства, затраченные на проведение экспертизы, и расходы на юридические консультации.