aif.ru counter
271

Инвалиды имеют право на труд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 17/08/2010

Инвалиды - особая социально-демографическая группа, имеющая специфические черты.

Вопросы определения вида занятости, поиска рабочего места, профессиональной ориентации ныне стоят перед многими инвалидами. А ведь, казалось бы, еще совсем недавно они были стабильно и рационально трудоустроены как на обычных предприятиях, так и на предприятиях, использующих труд людей с ограниченными возможностями.

Как помочь инвалидам стать полезными обществу, какие меры в связи с этим предпринимаются государством? Наш корреспондент побывал в Центре занятости населения г. Петропавловска-Камчатского и встретился с начальником отдела организации специальных программ содействия занятости населения Оксаной ШИЛОВОЙ.

- Оксана Геннадьевна, насколько специфично трудоустройство инвалидов?

- Определение вида занятости, поиск подходящей работы осложняются ограничениями их возможностей. При рекомендации тех или иных видов труда недостаточно руководствоваться только имеющимися у них образованием и профессиональной подготовкой. Необходимо учитывать, что их трудовые возможности ограничены нарушением функций в связи с патологией органов и систем организма.

Кроме того, не секрет, что работодатели, имеющие возможность выбирать из большего числа специалистов с более высокой трудоспособностью, под любым удобным предлогом отказывают инвалидам в приеме на работу.

Сегодня в ситуации конкуренции за рабочее место преимущество претендентов определяется не только их квалификацией и образованием, но и активностью на современном рынке труда, умением выгодно применить свои знания, умения и навыки, создать имидж необходимого данной фирме специалиста, успешно провести собеседование с работодателем.

В настоящее время в Центре занятости в качестве безработных зарегистрированы инвалиды, среди которых преобладают люди старших возрастов, значительной части которых требуются специальные рабочие места или облегченные условия труда.

Особый статус

- Каковы особенности регистрации и перерегистрации безработных инвалидов?

- Трудоустройство инвалидов - одна из задач работников Центра занятости. Отличие в приеме и перерегистрации инвалидов от других клиентов состоит в следующем: с одной стороны, они утратили здоровье или имеют дефект, с другой - они все же считаются ограниченно трудоспособными. Инвалидность - это особый, сниженный статус личности в обществе, ставящий человека в неравное положение с другими людьми по вопросу его трудоустройства.

Чтобы гражданин, относящийся к этой категории, приобрел статус безработного, необходимы четыре важных условия.

Во-первых, гражданин должен отвечать тем требованиям, которые указаны в п. 1 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ": быть трудоспособным, а также и не занятым, не иметь работы и заработка, быть зарегистрированным в Центре занятости в целях поиска подходящей работы, искать работу самостоятельно, быть готовым приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по таким критериям, как состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной (МСЭ) комиссии, где конкретно указываются, какую работу данный гражданин может выполнять и рекомендуемый для него режим труда и отдыха.

Во-вторых, гражданин не должен относиться к категориям граждан, указанных в п. 3 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ". А именно: он не должен быть моложе 16 лет; не должен получать пенсию по старости /возрасту/или за выслугу лет; не должен отказаться в течение 10 дней после регистрации в Центре занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера.

В-третьих, гражданин обязан пройти регистрацию в Центре занятости, состоящую из двух этапов, определенных законодательством.

На первом этапе граждане регистрируются в целях поиска подходящей работы. Они предъявляют паспорт с регистрацией по месту жительства и трудовую книжку, подтверждающую трудовой стаж. Данные о стаже необходимы для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице. Также необходимы документы, подтверждающие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке. На каждого гражданина заводится личное дело. Этот этап длится 10 суток. За это время гражданину предлагается (по возможности) два варианта подходящей работы, включая работу временного характера.

На втором этапе граждане регистрируются в качестве безработных, но лишь тогда, когда в течение 10 дней они не трудоустроены и когда принято решение Центра занятости о признании гражданина безработным с назначением пособия по безработице.

Поэтому четвертым условием является именно то, чтобы было решение Центра занятости о признании гражданина безработным. Решение должно состояться не позднее 11 календарных дней со дня регистрации и, как сказано выше, только в том случае, если за 10 дней гражданин не трудоустроился.

От встречи к встрече

- Каждый человек - индивидуальность, а инвалид тем более. Это учитывается при трудоустройстве?

- Перерегистрация безработных граждан, имеющих группу инвалидности, проводится по графику. Для эффективности работы и для решения вопроса трудоустройства конкретного инвалида в ходе перерегистрации делаются записи по каждому клиенту - занимался ли самостоятельным поиском работы, имеется ли мотивация к труду и как она изменяется от каждой встречи со специалистами Центра занятости, посещения различных специальных программ и мероприятий.

Данные наблюдения за особенностями поведения инвалида от встречи к встрече важны при предложении вакансий, направлении безработного к работодателю.

Привлечение безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для участия во временных работах направлено на поддержку их доходов. Инвалиды, принимающие участие во временных работах, получают за счет федерального бюджета дополнительную выплату (материальную поддержку) в размере 2 720,00 руб. ежемесячно - за фактическое количество дней его участия во временных работах в календарном исчислении, включая периоды временной нетрудоспособности сверх установленной работодателем заработной платы.

Стрелок, охранник, капитан...

- Допустим, вопрос о занятости инвалида решен. Что дальше?

- При положительном решении вопроса о трудоустройстве инвалидов на рабочие места с предприятиями, организациями и учреждениями заключаются договоры в рамках программы "Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы". Рабочее место подбирается в соответствии с рекомендациями МСЭ, уровнем образования и пожеланиями инвалида.

В 2010 году нами проводится большая работа по трудоустройству инвалидов. Это наиболее сложный участок работы, так как работодатели не заинтересованы брать на работу инвалидов, когда есть много претендентов без каких-либо ограничений в труде. В ходе получения информации от работодателей формируется банк вакансий для трудоустройства инвалидов. Так, Центр занятости заключил 12 договоров с 11 предприятиями и организациями на создание 12 рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Фактически трудоустроено 12 человек по 10 профессиям (стрелок ВОХР, уборщик помещений, сторож, инженер, охранник, капитан, оператор-кассир, начальник хозяйственной части). Из 12 трудоустроенных инвалидов - 4 женщины.

За январь-июль этого года в Центр занятости обратились 73 инвалида, на 15 августа в качестве безработных зарегистрированы 57 инвалидов, имеющих различные профессии (специальности).

С учетом интересов людей

- Какие еще меры поддержки инвалидов имеются в арсенале Центра занятости?

- В случае необходимости, для трудоустройства инвалидов с ОТД (ограничение трудовой деятельности) I и II степени согласно рекомендациям в Индивидуальной программе реабилитации (ИПР) на вакантные рабочие места по заявкам предприятий, в том числе для которых установлены квоты по приему инвалидов, предоставляются профессиональные услуги (профинформирование, профориентация и психологическая поддержка).

Профессиональная ориентация - наиболее ответственный этап в выборе трудового пути инвалида. Она основывается на индивидуальной программе реабилитации, условиях и характере труда с учетом интересов самого инвалида. Основным итогом профориентации является направление на обучение и дальнейшее трудоустройство, либо подбор подходящего места работы. На этапе профориентации инвалиды участвуют в специально разработанных для них занятиях по социальной адаптации на рынке труда.

По согласованию с работодателями Центр занятости оказывает содействие инвалидам в профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства. Мы информируем инвалидов о положении на рынке труда через средства массовой информации (газеты, радио, стенды), в сети Интернет. Кроме того, мы готовим и издаем специальные информационные материалы (памятки, брошюры, буклеты)...

- Спасибо, Оксана Геннадьевна, за подробную и полезную информацию!

- А я, пользуясь случаем, хочу обратиться к руководителям предприятий. Уважаемые работодатели! Давайте не будем оставаться равнодушными к судьбам людей и вместе поможем им найти достойную работу!

Если у читателей еще возникнут какие-либо вопросы, обращайтесь: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 42/1. Телефоны: 41-07-13; 42-83-23. Е-mai": emp"oy@mai".kamchatka.ru. Сайт: www.rabota.kamchatka.ru.

ЗАКОН

Об обеспечении занятости инвалидов

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 25 Закона "О занятости населения в РФ" работодатели должны содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также ежемесячно предоставлять в Центр занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В Камчатском крае действует Закон "О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы" от 11.06.2009 N 284. Предметом регулирования данного закона являются правоотношения, связанные с квотированием рабочих мест для обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, реализации ими права на труд и социальную защиту от безработицы. Речь здесь идет об инвалидах (размер квоты - 2 % к среднесписочной численности работников более 100 человек), о молодежи от 14 до 18 лет, а также от 18 до 20 лет из числа выпускников, о детях-сиротах и оставшихся без попечения родителей, бывших заключенных, лицах, страдающих психическими расстройствами (размер квоты - 1 % к среднесписочной численности работников на предприятии более 50 человек).

Работодатели обязаны выделять или создавать постоянные и временные рабочие места для трудоустройства таких граждан. Информация об этих рабочих местах должна быть представлена в Центр занятости населения, и именно на эти рабочие места работодатели должны трудоустраивать граждан как по направлению Центра занятости, так и самостоятельно, но с обязательным уведомлением органа службы занятости

На основании пункта 2 статьи 10 Закона Камчатского края от 11.06.2009 N 284 "О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы" приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 21.10.2009 N 170 утвержден Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан с учетом установленных квот. Подготовлены бланки отчетности о реализации работодателями требований закона о квотировании, установлены сроки для ее предоставления (каждые полгода не позднее 10 января и 10 июля). Приказ от 21.10.2009 N 170 размещен на сайте Правительства Камчатского края.

НА ЗАМЕТКУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Ответственность за нарушение Закона о квотировании наступает в соответствии со ст.ст. 19.7; 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

КСТАТИ

Затраты работодателя возмещаются

Не все инвалиды способны и готовы трудиться в обычных условиях. Разумеется, трудоустройство такой категории граждан более затратно по сравнению со здоровым человеком.

Инвалиду необходимо приспособить рабочее место, обучить его, создать особый график работы. В рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Камчатского края в 2010 году", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 24.12.2009 N 498-П, мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов осуществляются в форме создания рабочих мест для безработных граждан из числа инвалидов, обратившихся за содействием в трудоустройстве в Центр занятости населения - на основании договоров, заключенных между Центром занятости населения и работодателем, создающим и оснащающим специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В рамках данного мероприятия возмещению подлежат такие расходы работодателя, как:

- приобретение, монтаж и установка специального оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующего свободного или оснащения вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению центра занятости населения;

- затраты, связанные с изменением отдельных элементов интерьера, которые могут создать определенные трудности для привлечения к труду инвалидов (например, установка пандусов, расширение дверных проемов, переоборудование мест общего пользования и др.);

- приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей;

- приобретение специального оборудования, усиливающего звук, - для слабослышащих людей;

- затраты работодателя на технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий - в размере не более 30 тыс. рублей на 1 постоянное рабочее место. Субсидия работодателю может предоставляться на создание специального рабочего места в счет квоты, а также организацию специального рабочего места для инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования, и оформление надомного труда осуществляется в соответствии со статьями 310-312 главы 49 "Особенности регулирования труда надомников" Трудового кодекса Российской Федерации.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах