В советские времена все граждане стояли в очередях. В том числе и на жилье. Количество очередников на квартиры даже на Камчатке исчислялось десятками тысяч человек.
Сегодня многие думают, что очереди больше нет, как и той страны, в которой она когда-то возникла. Но, оказывается, это вовсе не так - очередь нуждающихся в предоставлении жилых помещений до сих пор существует. Правда, нынешние "счастливчики" - по большей части, те, кто встал туда тридцать с лишним лет назад...
Как рассказала корреспонденту "АиФ-Камчатка" начальник отдела управления жилищным фондом комитета по управлению имуществом Петропавловска-Камчатского Марина РУСАКОВА, в данный момент в городской очереди - 3655 человек. Вот только потребности в жилье не всегда совпадают с возможностями муниципалитета. "Сегодня мы расселяем людей, которые зарегистрировались еще в 70-х годах прошлого века, - рассказывает Марина Вадимовна. - И среди них много граждан, имевших право на льготное обеспечение жильем. Именно их мы обязаны обеспечить квартирами в первую очередь". По словам М. Русаковой, Жилищный кодекс, который был принят 1 марта 2005 года, не предусматривает деления на "льготников" и "всех остальных". Поэтому в наши дни понятия "вне очереди" уже нет. Другой вопрос, что обязательства перед теми, кто подал заявления до марта 2005 года, остались. Поэтому очередь вроде бы одна, но фактически расселяют бывших первоочередников. На них составлен отдельный список. Это ветераны войны, матери-одиночки, многодетные матери, инвалиды и т. д. - всего 1200 человек. Впрочем, расселяют - это слишком сказано. Квартиры получают около 20 человек в год, при том, что за это же время в списки добавляются около ста граждан. Кстати, ежегодно очередь перерегистрируется, о чем большинство стоящих в ней даже не подозревает. Поэтому мэрии приходится собирать информацию своими силами.
Отсутствие льготников - не единственное отличие списка, приведенного в соответствие с Жилищным кодексом РФ. Как сказала М. Русакова, до 2005 года условием постановки в очередь на жилье являлось отсутствие такового или необеспеченность по норме жилой площади (13 кв. м на человека), либо жилье было признано не пригодным для проживания. Сюда относились и граждане, проживающие в общежитиях или в служебных помещениях.
Однако сейчас, в дополнение ко всем этим пунктам, для постановки на учет человеку нужно доказать, что он малоимущий. Но не в общепризнанном смысле (при доходах ниже прожиточного минимума), а что его заработка не хватает для приобретения квартиры своими силами либо для участия в программе по ипотеке. Если учесть, что средний размер заработка у нас вообще мало что позволяет, то фактически очередником может стать почти каждый из нас. А мало- или "многоимущий" вы человек - это определит комиссия.
Качество предоставляемых квартир - тоже глобальная проблема. "Жилье в нашем городе не строится, да и 60 % всех квартир приватизированы, поэтому гражданам предлагается муниципальная жилплощадь с вторичного рынка", - говорит М. Русакова. Почти все квартиры - ненадлежащего качества, требующие ремонта, который мэрия делает за бюджетные деньги.
Жилье "по очереди" располагается в разных частях города, однако чаще других фигурируют районы, которые наше население недолюбливает - Завойко, Долиновка, Нагорный. "В основном, это квартиры в бывших военных городках, которые были переданы в собственность городского округа, - рассказывает М. Русакова, - а люди предпочитает более элитные районы - Горизонт, Северо-Восток. Но там свободного жилья просто-напросто нет". Таким образом, отказов принять квартиры очень много. Но, как говорит М. Русакова, даже отдаленные от "цивилизации" квадратные метры все равно находят своих хозяев.