Закон о монетизации развел ветеранов и участников войны по разным углам. Те ветераны войны, кто получил статус ее участников, попали под крыло федерального бюджета.
Те же, кто непосред-ственно в боевых действиях не участвовал, стали называться бойцами трудового фронта, и их бывшие льготы монетизирует бюджет областной.
Медаль за бой и медаль за труд
Поясним, трудовой фронт - это те, кто в годы войны проработал не менее 6 месяцев на незанятой фашистами территории СССР. Хотя, если смотреть изначально, в годы войны горя одинаково хлебнули и те, и другие.
Василий Иванович Башмаков вспоминает свои мальчишеские годы. Жил он тогда на Урале. Взрослых мужчин забрали на фронт. В штольнях, где добывали золото, работали женщины и дети. Женщины, стоя по колено в воде кувалдами рушили породу, а мальчишки (и 15-летний В. Башмаков в их числе) на тачках вывозили ее наружу.
Как вспоминает ветеран, после работы предстояло 6 километров по 40-градусному морозу идти домой. Приходил окоченевшим, с раздвинутыми в стороны ("как будто все еще толкаю тачку") руками. Мама к его приходу растапливала печку, и он, растопырив руки, еще долго стоял в комнате: оттаивал. Потом короткий сон, и утром опять 6 километров по морозу на работу. Такие условия не могли не сказаться на здоровье Василия Ивановича - сегодня он плохо видит.
Александра Васильевна Бобряшова жила в Ставропольском крае. Когда началась война, ей было всего 14 лет. Все 4 года она проработала наравне со взрослыми в колхозе.
После освобождения Белоруссии Валентина Павловна Маркова ребенком работала в сельском хозяйстве. Таких, как они, в первичной организации ветеранов войны - участников трудового фронта микрорайона "Зазеркальный", где председателем Нина Михайловна Батурина - 53 человека. А еще в 2002 году было 78. Люди-то все пожилые - за 70 лет. Для них даже выйти на улицу - проблема, особенно зимой. А как к врачу попасть? По телефону на прием не записывают. Значит, надо идти утром по гололеду, чтобы только талончик взять.
Несчастливое детство
Каждый участник первичной ветеранской организации свои лучшие - детские годы вынужден был работать в тяжелых, даже для взрослых, условиях.
Нина Михайловна и ее ветераны еще до принятия закона о монетизации много писали и обращались с просьбой не делить переживших войну так резко.
- Тем более, что в законе о ветеранах прямо говорится, что он принят на основании международных документов, и никто не имеет права ухудшать условия жизни стариков. А если кто-то примет противоречащие этому положению законы, то они должны считаться недействительными, - говорит Нина Михайловна. - На самом же деле монетизация заметно снизила уровень жизни участников трудового фронта. Те несколько сотен рублей абсолютно не компенсируют затраты, которые приходится нам нести. Ладно, из ЕДВ можно частично оплачивать радио, телефон, но за какие деньги ветераны могли бы поставить себе зубные протезы? А эта медицинская услуга очень актуальна для живущих на Камчатке. Когда до властей дошло, что они перемудрили, бесплатное зубопротезирование вернули, но только его, и только поставив всех в очередь.
В Совет за помощью
В то время мы с ветеранами "Зазеркального" решили поделиться своими сомнениями в правильности такого решения. Мы обратились к депутату областного Совета С. Чайке. Он пообещал, что поможет организовать встречу в зале заседаний администрации. Я обзвонила тех, кого знала. Пришло 75 человек, но ничего внятного ни от депутатов, ни от вице-губернатора мы не услышали. А потом закон о монетизации вступил в силу. Я еще несколько раз внимательно перечитала закон, его преамбулу, и даже там нашла слова о том, что замена льгот в натуральном выражении на деньги должна быть не меньше, а по возможности даже больше. Правда, тогда губернатор пообещал, что по возможности из областного бюджета дополнительная помощь нам будет выделяться, но пока, видимо, такой возможности так ни разу и не появилось.
Прошло какое-то время, и в газетах я прочитала о том, что кое-кому монетизацию отменили и вернули льготы. Сельским учителям и врачам в ряде регионов, например. Там врачи и учителя обращались в прокуратуру, в другие инстанции. Мы тоже обратились в прокуратуру, но нам сказали, что все сделано правильно.
Не у всех дети - богатые люди
Еще один момент. По решению администрации Петропавловска сегодня одиноко проживающие ветераны войны освобождены от платы за услуги ЖКХ, то есть вообще не платят за квартиру, независимо от того, есть ли у них дети, в каких квартирах или домах они живут, каков у них достаток. А вот в одной квартире с А. Бобряшовой живут дочь, ее муж и их ребенок. Разъехаться они не имеют возможности. С 1 января этого года их квартплата делится на всех 4-х человек и только доля бабушки-ветерана отнимается из общей суммы. Я считаю, что в этой системе что-то неправильно.
- Но не у всех же дети - богатые люди, - поясняет
Н. Батурина. - У многих они - бюджетники или вообще - безработные. Или есть маленькие дети. Много говорят у нас про заботу о ветеранах, но на самом деле все не совсем так, - горько заключает Нина Михайловна.
- Впереди - создание Камчатского края. Я узнала, что готовится проект уже краевого закона, касающегося ветеранов. Рассматривается предложение: ветеранам войны выплачивать ежемесячно по 520 рублей, а ветеранам труда - по 500. Я не хочу умалять заслуги ветеранов труда. Но ведь они по сравнению с нами - молодые люди. И звание свое они получили в мирное время, будучи взрослыми, работая в лучших условиях! А нам всего на 20 рублей больше?
Нина Михайловна Батурина -активист ветеранского движения, председатель первичной организации ветеранов микрорайона "Зазеркальный" Петропавловска. Родилась 1 октября 1930 года на хуторе Майорском Орловского района Ростовской области. Родители работали в колхозе "Идея большевиков". Девочке еще не исполнилось и 11 лет, когда началась война. Всех мужчин взяли в армию в один день. В колхозе из взрослых остались только женщины да четверо стариков, не подлежавших мобилизации. Именно на них и на детей, которым исполнилось 11 лет, легли все сельхозработы. Поначалу вклад Нины в общее дело заключался в том, что она - активная участница школьной самодеятельности, вместе со сверстниками ходила по бригадам и выступала с концертами. Нина Михайловна с особым волнением смотрит сегодня известный фильм "Они сражались за Родину", потому что все в нем правда. Она помнит, как через хутор отступали оборванные босые красноармейцы. Как женщины плакали, провожая их глазами. Позже в хутор пришли немцы с румынами. Они грабили дома, отбирали то немногое, что еще было у хуторян. Потом Красная Армия вернулась и пошла дальше на запад. Н. Батурина вместе земляками, среди которых было немало таких же, как она, детей, стали восстанавливать колхозное производство. Пришлось работать везде: в поле на пшенице, со скотом, ухаживать за лошадьми. Никто тогда не подсчитывал трудодни, не соблюдал законов о труде, никто не делал скидок на юный возраст.
Цифры
Сегодня в Камчатской области проживают:415 непосредственно участников боевых действий 1670 тех, кто в годы войны работал в тылу на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах.