Недавняя сессия областного Совета, на которой депутаты рассматривали проект Положения о выборах Законодательного собрания будущего Камчатского края первого созыва, внешне прошла спокойно, без открытых споров, дискуссий и скандалов.
Тем не менее, в этом вопросе полного взаимопонимания между областными и окружными законодателями как не было, так и нет. Чтобы выяснить позицию депутатов КАО, корреспондент "АиФ-Камчатка" взял интервью у председателя Корякской окружной Думы Н. Солодяковой.
10 + 13
- Нина Ивановна, нач-нем с начала. Определено, что в Законодательном собрании будущего Камчатского края будет 50 депутатов. Такое количество не вызывает возражений со стороны округа?
- Число 50 возникло по нашему предложению. Мы думали, что в ходе обсуждения с областным Советом оно будет корректироваться. Но обсуждения не получилось, и предложение ушло в Москву. Я считаю, что в Уставе края надо будет предусмотреть, начиная со второго созыва, меньшее число депутатов.
- Предполагается, что 10 депутатов от КАО и 13 от области будут избраны по мажоритарным округам и 27 - по партийным спискам. Кто инициатор именно такой пропорции?
- Мы предлагали по одно- и многомандатным округам избрать 12 депутатов от области и 12 - от Корякии. Облсовет был категорически против. Нас даже обвинили в нарушении Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан".
- А разве этот закон предусматривает вариант, чтобы территории с разницей в населении почти в 10 раз имели почти равное количество своих представителей в парламенте?
- Этот Закон был принят в 2002-м году, когда никакие объединения на просторах России даже не предполагались. Он регламентирует выборы в ОДНОМ субъекте. В нашем же случае ДВА РАВНОПРАВНЫХ субъекта Федерации создают новый субъект. Тем не менее, наша делегация согласилась на компромисс - пусть будет10 и 13. Но и это не устраивает область.
И еще 27
- Перейдем к теме избрания 27 депутатов по партийным спискам. Облсовет считает, что должен быть единый краевой избирательный округ и единые закрытые партийные списки. Дума с таким предложением согласна?
- Нет. И дело здесь не в "претензиях корякской делегации", как политически некорректно назвал наши предложения федеральный инспектор В. Романов. На все переговоры с облсоветом мы выходили с большим количеством предложений, оставляя за собой право на компромисс и отказ от каких-то предложений. Например, мы пошли навстречу области и отказались от своих предложений о партийных открытых списках и использовании рейтингового голосования.
- Поясните, чем отличаются открытые и закрытые списки и в чем суть рейтингового голосования?
- В закрытом списке в бюллетене под названием партии указываются только 3 первые фамилии кандидатов. В открытом - все фамилии кандидатов. Избиратель имеет право не только отметить партию, но и поставить галочки напротив конкретных фамилий. Такое голосование может принести неожиданные, но более объективные результаты. На выборах в КАО та же "Единая Россия" сформировала свой список, где первым стоял руководитель исполкома Е. Котляров. Итог - партия в Думу прошла, а ее лидер - нет. Избиратели отдали предпочтение другим представителям от ЕР. С нашим предложением так голосовать и на выборах 2 декабря 2007-го года областные депутаты не согласились, и мы опять пошли на компромисс: пусть партийные списки будут закрытыми. Но мы категорически против того, чтобы эти списки были едиными. В Корякии должны голосовать за своих коммунистов и единороссов, в области - за своих.
В едином строю?
- Но ведь в выборах не будут участвовать отдельно партийные организации области и округа. Пройдут объединительные конференции, и партии пойдут едиными организациями.
- Приведу конкретную ситуацию. На полуострове есть две организации "Единой России" - многочисленная в Камчатской области и немногочисленная в КАО. На объединительной конференции при составлении списка кандидатов область при голосовании просто задавит округ. И никого из Корякии в списках не окажется. В КПРФ мы уже через такое прошли. На объединительной конференции ни один из окружных секретарей в краевые секретари не попал. При составлении списка кандидатов у коммунистов такого, конечно, не произойдет: у нас жесткая дисциплина. У ЕР такой дисциплины нет. Кроме того, руководители их организаций Б. Невзоров и О. Кожемяко, мягко говоря, не имеют общего языка, и это тоже может сказаться на составлении списка.
Но даже здесь мы готовы к компромиссу - пусть на каждые 4 депутата от области будет 1 депутат от округа.
Статья 2-я Конституции РФ наделяет равными правами всех граждан независимо от их количества. Некорректно противопоставление области и округа по численности населения. У нас не происходит присоединение одной территории к другой. У нас два равных субъекта Федерации создают новый субъект Федерации. И парламенту первого созыва предстоит разрабатывать и принимать основополагающие для жизни ВСЕГО населения документы. Если из 50 депутатов 40 будет от области - нет никакой гарантии, что при разработке основных краевых законов интересы округа будут учтены в полном объеме. Но еще раз подчеркну, наша позиция относится только к выборам 1-го созыва парламента края.