Подставка к микрофону
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Многие считают журналистику продажной профессией. Можно задать откровенный вопрос: вас покупали?
Вот поэтому я и ушёл из телевидения в 1996 году — не хотел служить, чистить сапоги одному или целовать задницу другому. Что с успехом делали мои молодые коллеги, правдорубы и телекиллеры, которых называли бультерьерами Березовского, с главной задачей — мочить других. И самое интересное — эти люди востребованы и сегодня! Ими попользовались, как известным резиновым изделием, выкинули на помойку, а потом снова подобрали. И сегодня они вещают снова!
– Ясно, что любое средство массовой информации живёт сегодня от рекламы. Чтобы продать материал, он должен быть ярким, привлекательным, интересным. Но если товар — халтура, где грань между профессионализмом в подаче материала и надувательством читателя?
– Да, и на телевидении, и на радио, и в газетах сегодня много халтуры. Потому что люди стали разными путями просто зарабатывать деньги. Причём теперь в нашем цехе гораздо больше платят за то, что вы материал не опубликуете! Поэтому, когда мы говорим о том, продаётся журналист или нет, — к сожалению, да. Продаётся!
А взять скандальное выступление замминистра связи Алексея Волина, который три года назад на теоретической конференции журфака МГУ заявил, что студентов учат не тому! Что они должны работать на дядю, который платит зарплату, и научиться зарабатывать деньги, а не сеять разумное, доброе, вечное. Понимаете, как меняется отношение к четвёртой власти? Проблема нашей журналистики в том, что слово потеряло действенность. Потому, что оно стало менее правдивым. И даже тогда, когда правдивое, — не срабатывает. Потому что те, к кому это слово обращено, нередко дают понять: вам дали право на свободу, а нам — свободу не реагировать на эту правду. Вот и всё! К сожалению, времена газеты «Правда», когда по её публикациям принимались оргвыводы, уже прошли.
На грани фола
– Это одна из тем моих лекций. Мы живём в эпоху клипового мышления, которое проявляется в том, что одна сторона не слушает другую и старается её перекричать. Говорят лозунгами! Даже в передачах очень уважаемого мною Владимира Соловьёва «Поединок», «К барьеру». Но здесь есть и объективная подоплёка. Объём знаний у человека стал удваиваться со всё уменьшающимися интервалами. С начала прошлого столетия — раз в 50 лет. С 1950 года — раз в 25 лет. С 1970 года — раз в 10 лет. С 1990 года объём знаний стал удваиваться ежегодно! Мы приближаемся к черте, когда это будет происходить каждый месяц! Отсюда — эффект короткого внимания. Раньше можно было задержать внимание читателя или слушателя на 12 минут, сегодня — только на 5 секунд! И если за эти секунды не сумели привлечь телезрителя — вы его потеряли. Вот условия, в которых сегодня вещает телевидение. Жёсткая конкуренция за зрителя, слушателя, читателя. Если раньше мы гонялись за новостью и по ночам слушали «Свободу» и «Голос Америки», то сегодня новость гоняется за нами.
– А как вы относитесь к понятию материальности мысли вслух?
– Я всегда отдавал себе отчёт в том, что слово не только ранит — словом можно убить! И в том, что слова оказывают влияние на судьбы людей, нет ни малейшего сомнения! Слово, особенно в таких вопросах, как межнациональные отношения, должно взвешиваться до миллиграмма, оно должно быть ювелирным, поскольку это самая звонкая струна! Я всегда учу своих студентов простейшим аксиомам: нет ни хороших, ни плохих народов, есть хорошие и плохие люди!
Например, задаю вопрос на занятиях студентам МГИМО: с чем у вас ассоциируется понятие «чеченец»? И слышу достаточно однозначные ответы, которые меня пугают. Нет никакой кавказской, прибалтийской или славянской национальности! Я сам — продукт межнациональный, метис с половиной литовской и азиатской крови, и поэтому интернационалист до мозга костей! Хотя возглавляю Союз литовцев Москвы, являюсь членом Консультативного совета по межнациональным отношениям при правительстве Москвы и членом Общественного совета Московского дома национальностей. Я владею данной проблематикой! И вижу, как пресса постоянно в силу некомпетентности вторгается в эту очень тонкую сферу. А у нас до сих пор не разработана стратегия национальной политики. Возьмите Дагестан: республика, в которой вещают на семи языках, а газеты издаются на четырнадцати! Что мы знаем о Дагестане сегодня? Что там есть клуб «Анжи», коньяк «Кизляр», и то, что там каждый месяц убивают если не имама, то полицейского. Вот и вся информация! Разве это справедливо? Одни стереотипы! Киргизстан ассоциируется с Чингизом Айтматовым, Латвия — с Лаймой Вайкуле, Азербайджан — с Муслимом Магомаевым. Всё! Мы даже не знаем, как живут соседние регионы, потому что телевидение даёт дроблёную информацию. То, что давно назрела проблема пропаганды этнокультуры, — это ясно, как дважды два — четыре.
Удачное сравнение
– Вы читаете газеты?
– Я читаю «Аргументы и факты»! Делаю это, во-первых, как читатель, который получает много новой, свежей, познавательной информации — кроме «АиФ», пожалуй, ни одна другая газета такого объёма информации не даёт. Во-вторых, как журналист — потребитель хорошей лексики, фразеологии.
У меня есть глоссарий, в котором я коллекционирую удачные, смачные выражения, крылатые фразы, идиомы, лексику. Обогащаю благодаря этому свои материалы. Чтобы постичь всё богатство русского языка, журналисту читать газеты надо по-иному! Прежде чем выбросить в урну, надо «отжать» самое полезное. Вот я лечу в самолёте и читаю «АиФ». Нашёл какой-то очень интересный факт или удачное сравнение, тут же вырываю этот кусочек и кладу его в карман. Вот послушайте: «Он получал настолько мизерную зарплату, что её хватало только на то, чтобы провожать проходящих мимо женщин взглядом…» Прелесть, правда?
Смотрите также:
- «Самосуд не выход».Писатель Игорь Симонов - о спецслужбах и «быках» →
- Бывший мэр Петропавловска – о слабостях, мечтах и планах →
- «Агенты». Как камчатской молодёжи реализоваться →