О признаках детского аутизма и методах социализации «детей дождя» корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала врач-психиатр высшей категории Камчатского краевого психоневрологического диспансера. Наталья Костылева.
Взгляд насквозь
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Наталья Витальевна, насколько актуальна эта болезнь для мирового сообщества и нашего полуострова?
Наталья Костылева: Мне довелось побывать на двух международных конференциях по детскому аутизму в Москве, с участием американских и израильских специалистов. И то, что количество таких детей непрерывно растёт, — доказанный факт. Камчатка — не исключение. До недавнего времени случаи аутизма были редки — 3-4 на 100 тысяч населения, но в последние годы заболеваемость возросла примерно в 100 раз.
– Каковы проявления аутизма, на которые родителям необходимо обратить внимание?
Позднее возникновение гуления, лепета, задержка развития речи, слабая реакция на попытку общения — всё это должно насторожить родителей. Младенцы с аутизмом редко улыбаются, мало смотрят на других людей, не откликаются на собственное имя и редко смотрят в глаза. Часто у них отсутствует реакция на попытку родителя взять малыша на руки: он не протягивает ручки навстречу. Вообще у маленького аутиста, как правило, снижена привязанность к близким людям. Но бывает и чрезмерная биологическая связь с родителем по типу симбиоза, когда ребёнок от себя не отпускает ни на шаг. При этом, закатывая истерику из-за ухода близкого человека, при его возвращении ребёнок бурной радости не выражает. Бывают у малыша и спонтанные, без видимых причин, проявления агрессии и приступов гнева, различные расстройства сна.
Один из характерных признаков аутизма — отсутствие зрительного контакта: ребёнок как будто смотрит мимо или сквозь человека, отрешённым взглядом.
Такие дети могут легко ориентироваться в современных гаджетах. Никого уже не удивляет малыш с планшетом или мобильным телефоном в руках. Вот только общение со сверстниками даётся всё труднее и труднее. Крайний вариант — отказ от любых контактов с реальным миром. У части детей с синдромом аутизма бывает и опережающее интеллектуальное развитие, но оно, как правило, неравномерное, и ему всегда сопутствует нарушение общения и социального взаимодействия.
– С чем связывают врачи эту патологию развития высших психических функций?
– В настоящее время большинством учёных признаётся ведущая роль генетических факторов. К генному сбою может привести влияние высокого уровня радиации, ультразвука, солей тяжёлых металлов, таких как ртуть и свинца, высоких доз гормонов, эстрогенов, кортикостероидов, ненатуральное питание с высоким содержанием глютена. Похоже, мы имеем дело с издержками цивилизации. Пагубно влияет на центральную нервную систему плода и наличие в крови матери антител к различным инфекциям, в том числе вирусу простого герпеса.
Внимание и терпение
– Как помочь ребёнку максимально влиться в человеческое сообщество?
– Подход должен быть комплексный! С участием родителей, врачей, педагогов, психологов. Самое главное для мам и пап — быть внимательными к своему ребёнку с первых дней его жизни. И не списывать особенности его поведения на плохое самочувствие или необычную обстановку.
Недавно у меня на приёме были двухлетний мальчик с мамой. Как только ребёнок зашёл в кабинет, он сразу подошёл к раковине, стал открывать воду. Потом заинтересовался колёсиком на подлокотнике дивана, начал его крутить. На своё имя не реагировал. «Вася, покажи носик!» — никакого внимания. Но по прошествии получаса вдруг без видимых причин носик показал. Дома мальчик часто вертит барабан стиральной машины. Всё это — явные признаки аутизма, но мама пошла в отказ, не захотела признавать факта нарушения развития. «Он так на непривычную обстановку реагирует, первый раз вас видит». А у ребёнка — проблема, которую необходимо решать сообща!
– В чем заключается правильное обращение с таким ребёнком?
– Учитывая гиперчувствительность аутистов, надо быть с ними очень осторожными. Даже разговаривать лучше в полголоса. Нельзя создавать тревожную, драматичную обстановку. Даже массаж надо производить особый, неглубокий — аутистам он полезен, как и всякое тактильное взаимодействие. Нельзя навязывать насильно новую еду, одежду, поскольку таким людям свойственна боязнь всего нового, им важно, чтобы жизнь была привычна, размеренна и предсказуема. Они любят гулять по строго определённым маршрутам, кушать в определённом месте из определённой тарелки, носить привычную одежду, у них определённые ритуалы при отходе ко сну. Аутисты очень избирательны и в выборе цветов. Родителям приходится приспосабливаться к таким особенностям малыша. Когда его состояние улучшается, эти странности понемногу исчезают.
Правильная волна
– У нас в регионе есть какие- то специализированные детские учреждения, помогающие решать проблему аутизма?
– В Петропавловске есть школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, где накоплен достаточный опыт работы с такими детьми, начиная с трёхлетнего возраста. В ряде детских садов сформированы специальные коррекционные группы. Постепенно проблема выходит на государственный уровень, начал работать закон об инклюзивном образовании, который позволяет ребёнку с аутизмом при наличии определённых условий обучаться в общей среде.
Аутистов часто сравнивают с ларцом, хранящим драгоценности, ключ от которого потерян. Если научится эффективно лечить недуг, можно получить целую плеяду выдающихся деятелей! Тут важно настроить на правильную волну взрослых: во всём мире родители вначале сопротивляются, не желая принимать диагноз аутизма. Наша задача — насторожить близких, побудить присмотреться к поведению малыша. Давайте понаблюдаем! И, не откладывая надолго, обратимся к специалисту.
Смотрите также:
- На грудь - к папе. Мужские слёзы радости в стенах камчатского роддома →
- Каковы причины энуреза и как его лечить →
- Аутизм - столетняя загадка для врачей →