«Ну и что, что учитель?» Заслуженный педагог — об изменениях в школе

Фото Татьяны Боевой

…Она и на пенсии занимается с младшими школьниками. Бесплатно. Так, перед нашим разговором с Евгенией ПРИМАКОВОЙ закончился дополнительный урок — вместе с ней один из мальчишек преодолевал сложную проблему нарушения восприятия букв при чтении...

   
   

Её родители переехали из Белоруссии на Камчатку по вербовке — поднимать сельское хозяйство. Семье из семи человек, пятеро из которых — девчонки, дали дом в Пограничном. Они выращивали овощи и даже лён пробовали сеять — в Женином детстве были эти голубые цветы. А ещё был голод — после того как началась война. В 40-х за хлебом в магазин стояли даже по ночам. Родителям предложили сдать ребятню в Паратунский детдом, но отец с матерью не согласились. Летом выручали камчатские дикоросы: черемша, щавель, ягоды, грибы. Но собирать их приходилось только в проливной дождь — всё остальное время работали за трудодни: денег колхозникам тогда не платили. Собранную ягоду сдавали по 10 копеек за килограмм. Поскольку трудодни отоваривали только к концу года, выручка от ягоды, пусть и небольшая, приходилась очень кстати...

Очереди и слёзы

Окончив школу, Евгения вслед за одной из старших сестёр поступила в Петропавловское педучилище. Её отношение к будущей профессии сформировалось под впечатлением царившего в обществе благоговения перед учителем.

Евгения Примакова: – В Пограничном, например, стоило педагогу зайти в магазин, как ему тут же уступали место перед прилавком. Я так к этому привыкла, что, когда по распределению пришла работать в школу в Аваче, поначалу тоже подходила в магазине прямо к продавцу. Но потом услышала чей-то недовольный возглас: «А почему без очереди? Ну и что, что учительница?». С тех пор я стояла в очереди, как все.

Евгения Филлиповна на крыльце своего дома. Фото Татьяны Боевой

…В 1954 году, когда молодой педагог Евгения Филипповна вошла в свой первый класс, главными людьми в посёлке были рыбаки колхоза «Красная связь».

Е.П.: – Они были обеспеченными. Особенно отличались местные девчонки: красивые, нарядные. И я пришла: в подшитых валенках-самокатках, ситцевом платье (было одно саржевое платье, на выход), суконной куртке и платке. Зарплата — 76 рублей. Это сейчас учителя стали прилично получать, а тогда приходилось считать копейки.

В 50-х школа-семилетка в Аваче была переполнена. Евгении достался третий класс, 37 учеников-переростков, в большинстве своём — мальчишки, некоторые на 3-4 года моложе своей классной руководительницы. Натерпелась она с ними сполна. Но постепенно выработала и свой стиль поведения с детьми, и собственную методику преподавания, да такую успешную, что не раз коллеги приходили к ней на уроки — учиться. Сложились отношения и с родителями.

   
   

Е.П.: – Родители моих детей приходили в школу по первому требованию. Это сейчас их на собрания не дозовёшься, да и не все помнят, как учителя по имени-отчеству зовут. Вот один из последних случаев. Зимой проводила собрание. Одна мамаша, видная дама, опоздала, и я с ней задержалась после того, как все разошлись. Поговорили, вышли из школы вместе. Она села в свою машину и уехала. А я, по темноте и холоду, — пешком. Мне стало так обидно, что я заплакала…

Были вместе

Е.П.: – Да, эти стены видели много слёз — говорит Евгения Филипповна, окидывая взглядом скромную комнату, в которой мы беседовали. — Но больше помнится хорошее. Все обиды давно и всем я простила.

Камчатскую учительницу спасли из-подо льда её ученики >>>

Работать раньше было интересно. В школе собралось много творческих людей. Мы и пели, и плясали, и концерты давали в клубе. Ходили в походы, ездили на экскурсии. Многие родители приглашали к себе на производство весь класс, чтобы дети познакомились с особенностями профессии. До 90-х годов при советской власти мы многое делали вместе — например, ремонт в школе. Кто-то из родителей краску принесёт, кто побелку, кто шпаклёвку. А сейчас всё это заменили деньги.

Больше запоминаются не обиды, а хорошее. Фото Татьяны Боевой

…Изменилось многое — это констатируют все педагоги со стажем. Внучка Евгении Филипповны как-то после урока подошла к учительнице с просьбой: «Объясните мне, пожалуйста, вот это место, я не поняла». И услышала в ответ: «Не поняла — нанимай репетитора!».

Е.П.: – А мы всё делали бесплатно, — продолжает рассказ заслуженная учительница. — Я имею в виду дополнительные нагрузки. Даже если времени не хватало. Помню, сижу в погребе, перебираю картошку и диктую Юрке, сидящему с тетрадкой наверху: «Девочка Роза держит в руках розу…». А он сверху спрашивает: «И уколилась, да?».

У меня были классы, где почти все — хорошисты и отличники. По два института потом окончили. Аля Свирина второе высшее в Японии получала, Тоня Ярушина — в Хабаровске. Серёжа Олимпиев окончил военную академию, Ира Лебедева, отличница, работает в елизовской администрации. Есть и те, которые пошли по моим стопам. Люба Баркова написала однажды в сочинении: «Хочу, как вы, быть учительницей и приносить пользу Родине!». Сейчас Любовь Федоровна — отличный учитель истории, имеет министерскую награду и до сих пор работает в Авачинской школе. Здесь же 20 лет преподавал английский язык мой ученик Сергей Воробьёв. А Аня Зайкова, ныне — Анна Анатольевна Шишкина, окончила пединститут с красным дипломом, пришла в родную школу учительницей начальных классов.

Секреты педагога

…Евгения Филипповна уже два года как на пенсии. За 56 лет работы в одной школе она выучила три поколения жителей Авачи. Ей кланяются на улице сотни бывших школьников.

Е.П.: – Я никого никогда из себя не корчила, — отмахивается с улыбкой от моего вопроса насчёт педагогических секретов Евгения Филипповна. — Сама ведь из деревни. Всегда входила в положение детей, понимала их, поддерживала. Могла и погорячиться, конечно, с характером была, «с кандибобером». Но если оказывалась не права — перед ребёнком извинялась.

Камчатский учитель с 40-летним стажем занимается иконописью >>>

Одно могу сказать — если у родителей вот здесь мало, — Евгения Филипповна стучит пальцем по голове, — у них и дети слабые. Наследственность играет огромную роль! Сейчас очень мало воспитанных детей. Наверное, потому что родители заняты только добыванием денег.

А ещё сегодня другие требования к учителям. Много бумаг. А раньше требовали знания! Районо, гороно, облоно, партком, райком — проверяли буквально все и всё! Постоянно ходили к нам на уроки, каждый учитель открытые занятия давал. Контроля было больше. А сейчас раз в пять лет аттестация, и всё. Реформа? Да это разговоры одни. Современный контроль — халтура. На уроки к учителям без предупреждения никто не имеет права прийти, даже директор школы. Никто и не ходит! Результат известен — к примеру, пробные ЕГЭ в девятых классах большинство детей не могут сдать...

«АиФ-Камчатка»: – Евгения Филипповна, что бы вы посоветовали родителям первоклассников?

Е.П.: – Всегда интересуйтесь проблемами своих детей. И обязательно поддерживайте контакт с учителями. Помогайте ребёнку, ходите на собрания. Не позволяйте злоупотреблять компьютером и телевизором — пусть будет больше живого общения. Прививайте ребёнку любовь к чтению — это очень развивает. А домашние задания надо готовить самостоятельно — не по решебникам. Своя голова должна работать!

ДОСЬЕ

 Евгения Филипповна ПРИМАКОВА родилась в Белоруссии 4 ноября 1935 г. в многодетной семье. На Камчатке — с апреля 1941 г. Окончила педагогическое училище, по специальности — учитель начальных классов. Стаж работы в школе — 56 лет. Учитель высшей категории, награждена почётным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд». Ветеран труда.

Вдова, два сына, пять внуков, два правнука. 

Смотрите также: