От избы-читальни...
- Елена Валерьевна, библиотеки, равно как и газеты, сегодня многие называют анахронизмами, то есть пережитками прошлого. На Камчатке закрываются библиотеки?
- Вторая половина 90-х годов – это был сплошной «похоронный марш». Закрылась библиотека № 3 на улице Зеркальной, № 7 на Авангарде, № 11 на Автомобилистов, поселковые библиотеки в Заозёрном и Дальнем, что нанесло непоправимый урон, в первую очередь, нравственному климату этих населённых пунктов. Также была закрыта старейшая библиотека № 4, её фонды составляют основу Центральной библиотеки на Набережной, 20…
В последнее время наблюдается обратная тенденция. Сегодня библиотеки открываются, но уже в современном формате информационно-библиотечных центров. На Камчатке их пока только два – в здании Дома культуры СРВ и на Войцешека, 7а, в доме, где проживал Поротов.
- Кто сегодняшние посетители библиотек?
- Это читатели всех возрастов. Маленькие дети приходят к нам за сказками, а когда подрастают – за школьной литературой. Многие идут за досуговым чтением. Традиционно большую долю читателей составляют женщины от 25 лет и старше. Видимо, им больше свойственна привычка держать себя в хорошей интеллектуальной форме, занимать ум чтением. Во многих библиотеках существуют клубы для людей старшего возраста. Тому, как здесь умеют организовать досуг, поднять настроение и создать ощущение праздника, молодым стоит только поучиться. В последние годы ведущее значение для библиотек всего мира приобретает досуговая деятельность. Они всё больше становятся центрами общения, активной социальной жизни.
Всплеск интереса
- Среди читателей есть стойкий спрос на определённые книги?
- Со временем он меняется. К примеру, около 5–7 лет назад был обвальный спрос на юридическую литературу, тогда все хотели стать юристами. Сохраняется постоянный интерес к технической литературе, которая издаётся не так активно, как хотелось бы, в первую очередь, для специалистов морской и рыбодобывающей промышленности. Всплеск читательского интереса всегда стимулируют экранизации. Прошёл по телевидению фильм «Обитаемый остров» – дети пошли за Стругацкими. Показали новую версию романа «Преступление и наказание» – с полок выбрали всего Достоевского. В мае особенно популярны военно-исторические книги.
- Я не раз слышала от молодых бабушек, что иллюстрации к современным детским книгам не идут ни в какое сравнение со старыми советскими изданиями…
- Наверное, эти молодые бабушки, о которых вы говорите, а на нашем профессиональном языке – руководители детского чтения, просто не нашли время внимательно посмотреть все детские издания в том магазине, где они были. А я предполагаю, что это был всё-таки магазин, а не библиотека. Когда мы заказываем детскую литературу, то особое внимание обращаем на иллюстрации. Поэтому восхитительные Сутеев, Чижиков и весь корпус детских художников присутствуют на наших полках. И, слава богу, книги с их рисунками переиздаются. Кроме того, появляются новые талантливые художники. Красивых, грамотно иллюстрированных детских книг сегодня стало гораздо больше. А тем, кто спрашивает, где найти хорошую детскую книгу, которая послужила бы на благо, я посоветую обратиться в ближайшую библиотеку. Самые большие фонды детской литературы можно найти на Сахалинской, 1, Ленинградской, 45, и в библиотеке для детей и юношества на Войцешека, 7.
Девичий дневник
- Вы согласны с мнением: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?
- Мне кажется, это мнение подлежит корректировке. Чтение – это не единственный способ формирования личности. И я допускаю, что человеку, занимающемуся творчеством или какими-то серьёзными исследованиями, в один момент захочется прочитать ту литературу, мимо которой он прошёл бы в другой раз, просто для отвлечения. Понятие «свой – чужой» формируется на семантическом уровне. Когда начинаешь разговаривать с человеком, то сразу понимаешь, в одной ли языковой среде вы росли, одни ли книги читали. Конечно, к таким людям будет больше доверия и симпатии.
Библиотекари очень толерантны, для нас нет хорошего или плохого читателя. Но огорчает, когда люди годами не возвращают книги, воруют их или бьют окна в библиотеках. Причём не столько для того, чтобы стащить книги, а просто от «удали молодецкой».
- Как вы думаете, с появлением Интернета библиотека потеряла много читателей?
- Я рассматриваю Интернет не как противника, а как союзника. Ушёл читатель, который ищет в Сети способы самовыражения, в первую очередь – это блогеры. Девичий дневник, который раньше прятали под подушку, теперь приобрёл формат Живого Журнала. И его, наоборот, должны прочитать как можно больше людей. Этакий духовный эксгибиционизм. Мне он не очень понятен, но он есть. Такой интернет-пользователь никогда не был активным читателем библиотеки.
- Ходят разговоры о том, что в будущем тексты библиотечных книг переведут в цифровой формат. Как вы относитесь к такой перспективе?
- Сегодня идёт речь только о школьной литературе, о том, что вместо учебников школьники будут пользоваться электронными книгами – ридерами. Я не вижу никакого противоречия между печатной и не печатной формой книг. У меня есть ридер, он даёт возможность более оперативно получать доступ к информации, кроме того, он компактен. Стопудовые ранцы уйдут в прошлое, а библиотеки от этого новшества не потеряют, а скорее приобретут. Не будет необходимости заказывать в большом количестве книги, которых не хватает в школьных библиотеках, а они нужны для внеклассного чтения – сегодня одни, в следующем году – другие. Вместо того чтобы дублировать работу школьных библиотек, мы сможем приобретать гораздо больше другой хорошей литературы.
- Бытует мнение, что работа библиотекаря заключается в том, чтобы выдавать книги. Мол, сидишь на стуле, качаешь ногой – и ничего особенно не делаешь…
- Сама книга никогда не придёт в библиотеку, не спрыгнет со стеллажа и не найдёт читателя. Если библиотекарь будет сидеть на стуле, качая ногой, то он зарастёт пылью и мумифицируется... Я не знаю, кем и когда было сформировано такое представление о нашей работе. Возможно, потому что большинство библиотекарей корректны и немногословны, они не суетятся, не бегут куда-то и не делают одновременно 10 дел на глазах у читателей. Но когда мы остаёмся одни, то, как шестирукая богиня Кали, занимаемся массой важных вещей…
ДОСЬЕ
Елена Валерьевна Кузнецова родилась 29 июня 1964 года в Новосибирске. На Камчатке с 1974 года. Окончила Хабаровский государственный институт культуры, специализация «Библиотекарь-библиограф художественной литературы и литературы по искусству». В 1985 году пришла на работу в Центральную городскую библиотеку. Работала библиотекарем, главным библиотекарем, специалистом по массовой работе, вела на камчатском телевидении «Библиодайджест» – программу о новинках литературы. С 2001 по 2005 годы занимала пост заместителя директора ЦГБ. Затем несколько лет работала менеджером по рекламе в издательстве «Новая книга», после чего вновь вернулась в библиотеку.
Смотрите также:
- "Богатство края - молодежь. А не нефть, газ и рыба" →
- Настоящие стихи дети видят во сне →
- От Донцовой до Коэльо... →