Петропавловск-Камчатский, 19 апреля — АиФ-Камчатка. О своей мечте он говорит с жаром и надеждой: «В нашем крае с его экологической чистотой — море природных богатств, которые можно использовать на благо человека! Но сегодня освоить их на легальной основе — невозможно».
…Он начинал свой бизнес с нуля. Когда в 90-х рухнуло государственное предприятие, где Николай БОГУНОВ работал водителем, они с женой занялись сбором трав, грибов и ягод, чтобы как-то выжить.
В 2005 году, уже в статусе предпринимателя, Николай Петрович разработал первый стандарт — на грибы. Потом — на ягоды, черемшу, папоротник. Все заработанные средства пускал на развитие производства, оставляя лишь самое необходимое на жизнь. Приобрёл специализированное оборудование — одна гриборезка 33 тысячи стоила, а рефконтейнер — 400 тысяч. Потом купил у жителя Долиновки дом, а участок под ним взял в аренду в Мильковском земельном комитете сроком на 10 лет — с правом строительства временных сооружений для переработки дикоросов. Кроме производственных помещений здесь появились общежитие для сезонных рабочих, столовая, баня… Но перспектива просматривалась с трудом — слишком тяжким оказалось государственное бремя.
Бумажная душегубка
– Я, как малый предприниматель, рассчитывал на господдержку. Но очень скоро понял, что никакой заботы от родного государства нет, а в основе всего официоза лежит обычная корысть, — рассказывает Николай Богунов. — Если я на рубль нарушил что-то — мне руки вывернут. Чиновник ведь жив бумагами, в которых всё должно быть гладко. Он боится своё место потерять, отчитываясь наверх. А отчёты на прилавок магазина не положишь…
Правительство только декларирует помощь бизнесу. То есть похвалить, пообещать и дать грамоту — да. А помочь реально — нет. Крутись сам как хочешь…
Николай Богунов работает безо всяких скидок и поощрений... Фото Татьяны Боевой |
Законодательно по сбору дикоросов ничего не прописано! К сельскому хозяйству мы не относимся, никаких льгот и программ для нас нет. А ведь на Камчатке ягод, грибов, трав видимо-невидимо, без урожая никогда не останешься. Но к каждому сезону нужны оборотные средства. Когда работал нелегально — на всё хватало. Как только зарегистрировался официально — стал задыхаться. Бумаги и налоги душат! Банки кредит предлагают только под залог недвижимости основных фондов производства. А у меня нет бетонных цехов миллионной стоимости! В фонде поддержки малого бизнеса «Содружество» дали полтора миллиона под 26 % годовых, и на эти же деньги я ещё плачу налог на прибыль!
Вот так и получается: с одной стороны — изобилие трав, грибов и ягод. С другой — без государственной поддержки их официально не соберёшь. Разработка стандартов на каждый вид продукции — по 50 тысяч рублей. Без этого СЭС не проводит лабораторные испытания, а без них не получишь сертификата. Шесть тысяч стоит декларация, девять — сертификат. Анализ, например, на радионуклиды — до 12 тысяч. Каждый год — 14 тысяч за аренду лесных участков. А участок выбирается формально. Если работать по закону, я на арендованной земле соберу с гулькин нос! Ещё в течение года нужно сдать арендодателю — Агентству лесного хозяйства — пять деклараций. В декабре — план заготовок с показателями, ежеквартально — отчёт об использовании леса…
В общем, семеро с ложкой, один с сошкой. Да это бы ещё ничего. Но когда с ложкой уже двенадцать…
Не попали…
– Мы сушим, маринуем и солим грибы: грузди, волнушки, белые, подберёзовики и подосиновики. Готовим протёртые ягоды и варенье — из голубики, жимолости, брусники, клюквы, горной рябины, малины. И сушёные ягоды — тоже. Черемшу и папоротник солим. Можем и травы сушить для фиточаёв — Германия хоть сейчас готова их взять.
Однако есть закавыка. Сбор дикоросов — отрасль узкоспецифическая, на поток не пустишь, как пирожки. Надо знать лес, контингент сборщиков, условия и стандарты. У нас есть приёмные пункты в Анавгае, Таёжном, Атласове и Козыревске. Перед началом сезона нанимаем приёмщика из местных жителей, он сортирует продукцию по виду и по качеству. В сёлах нас ждут — это реальная возможность заработать! Мы принимаем голубику, например, по 80 рублей за кг, жимолость — по 120, бруснику — по 150. Если не лениться, то в день можно заработать до трёх тысяч, а для семьи из двух человек со своим транспортом за месяц и 100 тысяч — не предел!
«Драгоценные» дикоросы. Фото Татьяны Боевой |
В прошлом году за сезон 25 тонн продукции выдали. Разошлось на ура! Могли бы и 100 тонн делать. Но не на что. Считайте сами. За те же 25 тонн мы выручили, условно, 5 миллионов рублей. Половина из них ушла на оплату труда сборщиков дикоросов. В остатке — 2,5 миллиона, в которых «сидят» налоги, зарплата, аренда, производственные расходы... В итоге перед новым сезоном возникает вечный вопрос — где взять деньги?
Я обращался по этому поводу в краевое правительство. Чиновник сказал: «Есть программы для производства колбасы, хлеба, молока. У них — скидки и льготы. А вы сюда не попадаете».
«АиФ-Камчатка»: – Есть ли выход из вашего тупика?
– Нужна краевая программа по сбору и переработке дикоросов, которая сделает этот вид бизнеса привлекательным для малых предприятий. А саму продукцию — более доступной по цене для всех жителей Камчатки. Вы посмотрите — на рынке в сезон свежая ягода дороже привозных заморских фруктов стоит. Это же ненормально! Как ненормально на Камчатке видеть и китайскую бруснику. А мы можем продавать в два раза дешевле — будет выгодно всем!
Смотрите также:
- Восстанавливающий, очищающий и стимулирующий. Чем полезен травяной чай? →
- Гречка с сухофруктами - это дешево и сытно →
- Вот такие пирожки! →