Профессия авиадиспетчера – сложная и ответственная. Она требует максимальной собранности, стрессоустойчивости, умения просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд имгновенно принимать правильные решения.
Семиклассникам петропавловской средней школы № 3 удалось поближе познакомиться с трудовыми буднями авиадиспетчеров филиала «Камчатаэронавигация». В рамках экскурсии ребята побывали в двух контрольных диспетчерских пунктах, где осуществляется управление воздушным движением как в районе аэродрома, так и над всем полуостровом, увидели, как готовят к полёту самолёт и смогли наблюдать взлёт лайнера в непосредственной близости.
Зона ответственности

– Мы находимся на вышке, откуда осуществляется управление взлётом, посадкой и воздушным движением в районе аэродрома. В день мы принимаем и отправляем около 30воздушных судов, плюс госавиация осуществляет учебно-тренировочные полёты, а также выполняетзадачи по боевой подготовке, так как наш аэродром является аэродромом совместного базирования, - рассказывает старший диспетчер пунктов районного аэродрома Александр Кочкин. - В штате службы движения Петропавловска-Камчатского около 70 диспетчеров, которые трудятся круглосуточно в пять смен, в каждой из которых от 10 до 12 человек.
Школьники, только что удивлявшиеся сложности авиационных приборов, примолкли. Детские глаза устремлены на большой экран монитора, где транслируется картинка с перрона: в самолёт авиакомпании «Россия», раскрашенный под дальневосточного леопарда, загружают багаж, подъезжает трап – лайнер готов принять пассажиров на борт.
– Сейчас мы увидим процесс, который называется выталкивание хвостом вперёд: Boeing развернут и выкатят на место запуска, в центр перрона. После чего воздушное судно произведёт запуск двигателей и уже самостоятельно будет выруливать по рулёжной дорожке, откуда вырулит на взлётно-посадочную полосу и будет взлетать с курсом 344, - говорит Александр Валерьевич.
Экипаж воздушного судна выходит на связь с диспетчером старта и запрашивает буксировку, а после и запуск двигателей. И уже через несколько минут огромныйBoeing набирает скорость и взмывает в небо в нескольких десятках метров от контрольного диспетчерского пункта, где к окну прильнули семиклассники.
– Я такого никогда в жизни не видел, - восхищённо шепчет школьник Вадим Рудич. -Впечатления, когда ты находишься в самолёте и в диспетчерской, совершенноразные. Тут мы наблюдали за подготовкой к полётуизнутри от и до, со всех сторон: и на экране монитора, и в окно, и слышали, как пилот общается с диспетчером. Когда я покажу видео друзьям, они обзавидуются!
После увиденного школьники на перебой интересуются, какими знаниями и навыками должен обладать диспетчер.

– А диспетчер много зарабатывает? - как бы между делом спрашивают ребята.
– Судите сами. Зарплата диспетчера– достойная. Возможен карьерный рост от диспетчера до руководителя полётов. Приятным бонусом является и то, что по одной из льгот, после пяти лет работы оплачивается 50 % стоимости билета в любую точку земного шара, после 7 лет работы в филиале - оплата 100-процентная. Также оплачивается50%стоимости проезда для одного члена семьи после 7 лет работы в филиале, а раз в два года по северной льготе - полностью всем иждивенцам. Есть и жилищная программа, условия которой можно посмотреть на сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». А отпуск у диспетчеров порядка 3 месяцев, - говорит Александр Кочкин.
Возможность посмотреть мир есть у специалистов «Камчатаэронавигация» и вне отпуска. Например, недавно спортсмены филиала вернулись из Крыма, где проходили соревнования по волейболу. В этот раз Камчатка заняла почетное второе место. А футбольный кубок прошёл в Турции. Также сотрудники с четвёртым уровнем знания английского языка по шкале ИКАО раз в три года проходят курсы повышения квалификации, с пятым уровнем – каждые шесть лет. Также, аналогичные курсы проходят и за пределами Российской Федерации (например, Англия), которые полностью оплачиваются предприятием.
В одной связке
Сделав невероятное количество снимков на память, ребята отправляются во второй диспетчерский пункт. Здесь происходит обслуживание воздушного движения вне районов аэродромов и до высоты 8100 метров, где осуществляют полёты воздушные суда, связывающие населённые пункты края.
На большой электронной карте школьники могли следить за перемещением воздушных судов над Камчаткой, их скоростью, высотой полёта и многими другими данными. На мониторе поменьше диспетчер показывает семиклассникам местонахождение самолёта авиакомпании «Россия», вылет которого они наблюдали совсем недавно. Судно уже набрало высоту 11 000 метров и передано коллегам из Магадана.
– Диспетчер несёт огромную ответственность, ведь он должен думать не только за себя, но и за командира. В любой ситуации он должен говорить с командиром судна спокойно и ни в коем случае не паниковать, чтобы экипаж мог решить возникшую в воздухе техническую проблему, - объясняет школьникам диспетчер-инструктор с 25-летним стажем работы Сергей Баженов. - Работа диспетчера очень ответственная и напряжённая, поэтому через каждые два часа труда полагается 20-минутный перерыв. Для этого обустроена комната психологической разгрузки, где сотрудники могут посмотреть телевизор, почитать газету, сыграть партию в шахматы или просто попить чай.
Экскурсия продолжалась почти два часа — ребята побывали в гостях у техников, где с интересом осмотрели все коммутаторы, узнали об ответственности за игру с квадрокоптероми сделали сотни тысяч селфи на память. А по дороге домой, представляя себя авиадиспетчерами, то давали разрешение на взлёт, то запрещали вылет в связи с плохими погодными условиями.
– Больше всего мне запомнилось, как взлетал самолёт! И в самом диспетчерском пункте было очень интересно и познавательно. Нам рассказали, для чего нужен каждый монитор, а их там очень много! Нужно следить за всеми самолётами и на земле и в воздухе, чтобы они не столкнулись, и за погодой, данные о которой обновляются каждые 30 минут, и включать огни на посадочной полосе при плохой видимости - такая большая ответственность, - делится впечатлениями после экскурсии семиклассница Алина Талова.
Анна Павлова
Опубликовано на правах рекламы
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть