Примерное время чтения: 8 минут
635

Взлёт разрешён. Кто отвечает за безопасность полётов над Камчаткой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ-Камчатка» 24/10/2017
Школьники наблюдают за работой диспетчера.
Школьники наблюдают за работой диспетчера. АиФ

Профессия авиадиспетчера – сложная и ответственная. Она требует максимальной собранности, стрессоустойчивости, умения просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд имгновенно принимать правильные решения.

Семиклассникам петропавловской средней школы № 3 удалось поближе познакомиться с трудовыми буднями авиадиспетчеров филиала «Камчатаэронавигация». В рамках экскурсии ребята побывали в двух контрольных диспетчерских пунктах, где осуществляется управление воздушным движением как в районе аэродрома, так и над всем полуостровом, увидели, как готовят к полёту самолёт и смогли наблюдать взлёт лайнера в непосредственной близости.

Зона ответственности

Перед тем как попасть на территорию аэродрома, школьники прошли досмотр для выхода на территорию транспортной безопасности и небольшой инструктаж, узнав, что отвлекать диспетчера во время работы строго запрещено, а в помещении должна быть абсолютная тишина. Несмотря на ограничения, глаза у ребят горели, ведь через считанные минуты они оказались не просто на режимном предприятии, а в самом сердце краевой аэронавигации. Такая возможность выпадает далеко не всем...

– Мы находимся на вышке, откуда осуществляется управление взлётом, посадкой и воздушным движением в районе аэродрома. В день мы принимаем и отправляем около 30воздушных судов, плюс госавиация осуществляет учебно-тренировочные полёты, а также выполняетзадачи по боевой подготовке, так как наш аэродром является аэродромом совместного базирования, - рассказывает старший диспетчер пунктов районного аэродрома Александр Кочкин. - В штате службы движения Петропавловска-Камчатского около 70 диспетчеров, которые трудятся круглосуточно в пять смен, в каждой из которых от 10 до 12 человек.

Школьники, только что удивлявшиеся сложности авиационных приборов, примолкли. Детские глаза устремлены на большой экран монитора, где транслируется картинка с перрона: в самолёт авиакомпании «Россия», раскрашенный под дальневосточного леопарда, загружают багаж, подъезжает трап – лайнер готов принять пассажиров на борт.

– Сейчас мы увидим процесс, который называется выталкивание хвостом вперёд: Boeing развернут и выкатят на место запуска, в центр перрона. После чего воздушное судно произведёт запуск двигателей и уже самостоятельно будет выруливать по рулёжной дорожке, откуда вырулит на взлётно-посадочную полосу и будет взлетать с курсом 344, - говорит Александр Валерьевич.

Экипаж воздушного судна выходит на связь с диспетчером старта и запрашивает буксировку, а после и запуск двигателей. И уже через несколько минут огромныйBoeing набирает скорость и взмывает в небо в нескольких десятках метров от контрольного диспетчерского пункта, где к окну прильнули семиклассники.

– Я такого никогда в жизни не видел, - восхищённо шепчет школьник Вадим Рудич. -Впечатления, когда ты находишься в самолёте и в диспетчерской, совершенноразные. Тут мы наблюдали за подготовкой к полётуизнутри от и до, со всех сторон: и на экране монитора, и в окно, и слышали, как пилот общается с диспетчером. Когда я покажу видео друзьям, они обзавидуются!

"Диспетчер никогда не должен паниковать". Фото: АиФ

После увиденного школьники на перебой интересуются, какими знаниями и навыками должен обладать диспетчер.

– Самое главное – отменным здоровьем. До 40-летнего возраста диспетчеры проходят тотальную врачебно-лётную экспертную комиссию каждые четыре года, с 40 до 50 лет - раз в два года, а после 50-ти – каждый год. Также для работы диспетчером необходимы отличные результаты по математике, физике, русскому и английскому языкам. Наличие четвёртого уровня владения английским языком по шкале ИКАО – обязательное условие. В воздушном пространстве над Камчаткой проходит множество международных трасс. Сейчас вы наблюдали за работой Натальи, у неё пятый уровень по шкале ИКАО, - Александр Валерьевич кивает в сторону хрупкой темноволосой девушки-диспетчера, которая в ответ скромно улыбается.

– А диспетчер много зарабатывает? - как бы между делом спрашивают ребята.

– Судите сами. Зарплата диспетчера– достойная. Возможен карьерный рост от диспетчера до руководителя полётов. Приятным бонусом является и то, что по одной из льгот, после пяти лет работы оплачивается 50 % стоимости билета в любую точку земного шара, после 7 лет работы в филиале - оплата 100-процентная. Также оплачивается50%стоимости проезда для одного члена семьи после 7 лет работы в филиале, а раз в два года по северной льготе - полностью всем иждивенцам. Есть и жилищная программа, условия которой можно посмотреть на сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». А отпуск у диспетчеров порядка 3 месяцев, - говорит Александр Кочкин.

Возможность посмотреть мир есть у специалистов «Камчатаэронавигация» и вне отпуска. Например, недавно спортсмены филиала вернулись из Крыма, где проходили соревнования по волейболу. В этот раз Камчатка заняла почетное второе место. А футбольный кубок прошёл в Турции. Также сотрудники с четвёртым уровнем знания английского языка по шкале ИКАО раз в три года проходят курсы повышения квалификации, с пятым уровнем – каждые шесть лет. Также, аналогичные курсы проходят и за пределами Российской Федерации (например, Англия), которые полностью оплачиваются предприятием.

В штате службы движения около 70 диспетчеров.
В штате службы движения около 70 диспетчеров. Фото: АиФ

В одной связке

Сделав невероятное количество снимков на память, ребята отправляются во второй диспетчерский пункт. Здесь происходит обслуживание воздушного движения вне районов аэродромов и до высоты 8100 метров, где осуществляют полёты воздушные суда, связывающие населённые пункты края.

На большой электронной карте школьники могли следить за перемещением воздушных судов над Камчаткой, их скоростью, высотой полёта и многими другими данными. На мониторе поменьше диспетчер показывает семиклассникам местонахождение самолёта авиакомпании «Россия», вылет которого они наблюдали совсем недавно. Судно уже набрало высоту 11 000 метров и передано коллегам из Магадана.

– Диспетчер несёт огромную ответственность, ведь он должен думать не только за себя, но и за командира. В любой ситуации он должен говорить с командиром судна спокойно и ни в коем случае не паниковать, чтобы экипаж мог решить возникшую в воздухе техническую проблему, - объясняет школьникам диспетчер-инструктор с 25-летним стажем работы Сергей Баженов. - Работа диспетчера очень ответственная и напряжённая, поэтому через каждые два часа труда полагается 20-минутный перерыв. Для этого обустроена комната психологической разгрузки, где сотрудники могут посмотреть телевизор, почитать газету, сыграть партию в шахматы или просто попить чай.

Экскурсия продолжалась почти два часа — ребята побывали в гостях у техников, где с интересом осмотрели все коммутаторы, узнали об ответственности за игру с квадрокоптероми сделали сотни тысяч селфи на память. А по дороге домой, представляя себя авиадиспетчерами, то давали разрешение на взлёт, то запрещали вылет в связи с плохими погодными условиями.

– Больше всего мне запомнилось, как взлетал самолёт! И в самом диспетчерском пункте было очень интересно и познавательно. Нам рассказали, для чего нужен каждый монитор, а их там очень много! Нужно следить за всеми самолётами и на земле и в воздухе, чтобы они не столкнулись, и за погодой, данные о которой обновляются каждые 30 минут, и включать огни на посадочной полосе при плохой видимости - такая большая ответственность, - делится впечатлениями после экскурсии семиклассница Алина Талова

Ребята в восторге!
Ребята в восторге! Фото: АиФ

Анна Павлова

Опубликовано на правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах